Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Пачиной Л.Н.,
судей: Босси Н.А., Тюриной Н.А.,
при секретаре: Некрасовой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 января 2014 года гражданское дело по иску Ильченко Ю.К. к Военному комиссариату Тамбовской области об установлении размера пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и о производстве доплаты,
по апелляционным жалобам Военного комиссариата Тамбовской области, Ильченко Ю.К. на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 11 октября 2013 года,
заслушав доклад судьи Босси Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильченко Ю.К. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Тамбовской области об установлении размера пенсии по случаю потери кормильца в сумме *** руб. *** коп., возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и производстве доплаты разницы к пенсии.
В заявлении истица указала, что *** года умер ее отец И.., проходивший военную службу по контракту в должности *** *** С *** года ответчиком ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере *** руб. С данным расчетом пенсии она не согласна по следующим основаниям. Ее отец на момент смерти имел выслугу лет за период прохождения военной службы *** года *** месяцев *** дней, имел квалификационный разряд - ***, однако коэффициент за квалификационный разряд при составлении расчета на пенсию учтен не был. Основной размер пенсии, определенный ей, должен составлять 40% от размера ежемесячного денежного содержания ее отца, поскольку материалами служебного (административного) расследования установлена причинно-следственная связь факта смерти ее отца с исполнением обязанностей военной службы. Однако пенсия по случаю потери кормильца ей исчислена как 30% от размера денежного содержания ее отца со ссылкой на то, что причина его смерти не связана с военной службой. При обращении ее представителя к ответчику за перерасчетом пенсии, ей в этом было отказано. Просила установить ей пенсию по случаю потери кормильца в размере *** руб. *** коп. и обязать военный комиссариат произвести перерасчет ей пенсии по случаю потери кормильца из расчета *** руб. *** коп., а также произвести доплату разницы к пенсии за предыдущий период.
В дальнейшем - *** года и *** года Ильченко Ю.К. уточняла свои исковые требования.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 11 октября 2013 года исковые требования Ильченко Ю.К. были удовлетворены частично.
На военный комиссариат Тамбовской области возложена обязанность установить Ильченко Ю.К. пенсию по случаю потери кормильца с *** г. в размере *** руб. *** коп., произвести перерасчет ей пенсии по случаю потери кормильца с *** г. по *** г. из расчета *** руб. *** коп. в месяц и выплатить ей задолженность по указанной выплате за период с *** г. по *** г.
В остальной части исковые требования Ильченко Ю.К. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, военный комиссариат Тамбовской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Ленинского районного суда города Тамбова от 11.10. 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно личного дела подполковник И.., был исключен из списков личного состава Вооруженных Сил РФ в связи со смертью Приказом Министра обороны РФ от *** г. N *** и Приказом командира учебной авиационной базы от *** г. N ***, с воинской должности " ***". Данная должность в соответствии со штатом ч. *** соответствует 26 тарифному разряду ( *** руб.). До этого И. занимал ряд других воинских должностей.
В материалах пенсионного дела Ап *** выписка из приказа Главнокомандующего ВВС от *** г. N *** в связи с организационно-штатными мероприятиями о переводе и сохранении за подполковником И. право на получение пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 и получения денежного довольствия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.03.1999 г. N 305 из сохраненного оклада по ранее занимаемой должности (27 тарифный разряд) - отсутствует. Есть только запись в послужном списке, которая не имеет юридической силы, так как самого приказа в пенсионном деле не имеется.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" и в соответствии с Приказом Министра обороны РФ N 288 от 2007 г. право на назначение пенсии с увеличением оклада по воинской должности с учетом соответствующей квалификационной категории (классной классификации, классности) имеют лица, уволенные с военной службы (членов их семей), занимавшие ранее воинские должности (штатные) должности летного состава или имеющие право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию с учетом требования п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941. Решение о назначение пенсии с учетом увеличенного за классную квалификацию должностного оклада может быть принято только в том случае, если после 29 мая 2000 г. военнослужащим на день увольнения с военной службы производились выплаты за присвоенную соответствующую квалификационную категорию и об этом имеется отметка в соответствующей графе денежного аттестата военнослужащего.
В денежном аттестате N *** от *** г. на имя И. должностной оклад установлен по 26 тарифному разряду, в п. "в" увеличения (повышения) оклада по воинской должности с учетом классной квалификации " ***" в 1,2 раза - отсутствует.
Однако суд посчитал, что денежный аттестат составлен не корректно, поскольку не отражает объективные данные о размере оклада И.
Вывод суда о том, что денежный аттестат И. составлен не корректно, поскольку не отражает объективные данные о размере его оклада, считают незаконным и необоснованным, так как он не имеет документального подтверждения.
Также с апелляционной жалобой на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11.10.2013г. обратилась Ильченко Ю.К., которая просит указанное решение суда отменить в части определения размера пенсии по случаю потери кормильца исходя из 30 % от соответствующих сумм денежного довольствия кормильца и вынести новое решение об установлении ей пенсии по случаю потери кормильца (подполковника И. в размере *** руб., а также возложении на военный комиссариат Тамбовской области обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца (подполковника И..) из расчета в размере *** руб. и произвести доплаты разницы к пенсии за предыдущий период.
Считает, что данное решение суда в указанной части подлежит отмене из-за полного несоответствия выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Вывод суда о том, что смерть подполковника И. не связана с исполнением им обязанностей военной службы, является ошибочным и противоречит обстоятельствам дела и исследованным в суде первой инстанции доказательствам.
Причинно-следственная связь факта смерти подполковника И. с исполнением им обязанностей военной службы доказана имеющимися в деле материалами служебного (административного) расследования, проведенного в соответствии с порядком, установленным статьями 94-112 Наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации (утверждено приказом МО РФ от 31 января 2001 года N 10). Данное обстоятельство также установлено в приказе Министра Обороны РФ от 03 мая 2012 года N 896 (параграф 16, п. 110).
На основании вышеуказанного приказа МО РФ подполковник И. исключен из списков личного состава Вооруженных Сил РФ в связи со смертью, связанной с исполнением обязанностей военной службы, что в свою очередь должно быть положено в основу принимаемых решений, не только в связи с назначением пенсии по случаю потери кормильца и установлением её размера членам семьи умершего, но и связанных с предоставлением последним иных льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Поскольку в заключении ВВК не сказано о причинно-следственной связи факта наступления смерти подполковника И. с исполнением им обязанностей военной службы ее представителями в суде первой инстанции неоднократно заявлялись ходатайства о производстве запроса в ВВК с просьбой разъяснить положения сделанного заключения, которое явилось, по мнению представителя военного комиссариата Тамбовской области, основанием для исчисления пенсии по случаю потери кормильца в размере 30% от соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, в удовлетворении которых было отказано.
Ее довод о том, что наступление смерти подполковника И. связано с исполнением им обязанностей военной службы, в решении суда не приведен и соответственно не опровергнут, что является нарушением ч. 3 ст. 198 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Порядок назначения и перерасчета пенсии гражданам, уволенным с военной службы в запас (отставку), а также членам их семей установлен Законом РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст.36 данного Закона пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:
а) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
б) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "б" статьи 21 настоящего Закона, - 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Из содержания указанных норм права следует, что критерием установления размера пенсии по случаю потери кормильца является причина смерти военнослужащего.
При определении причины смерти военнослужащего выделяют такие категории, как "заболевание, полученное вследствие военной травмы", которое непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и "заболевание, полученное в период военной службы", которое не связано с исполнением обязанностей военной службы. Первая группа заболеваний влечет назначение пенсии по случаю потери кормильца в размере 40%, вторая - в размере 30% сумм денежного довольствия военнослужащего.
В силу п. "а" ст. 21 Закона РФ N 4468-1 к заболеваниям, полученным вследствие военной травмы относятся ранения, контузии, увечья или заболевания, полученные при защите Родины, в том числе полученные в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Согласно п. "б" ст. 21 названного Закона РФ "заболевание получено в период военной службы", если военнослужащий погиб (умер) в период прохождения военной службы вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с заключением ВВК от *** года N *** заболевание подполковника И.., приведшее к смерти *** года получено в период прохождения военной службы.
Указанное заключение не оспорено. Сведений о том, что при проведении военно-врачебной экспертизы были нарушены требования законодательства РФ, суду не представлено.
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст.ст.21, 36 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истица не обладает правом на получение пенсии по случаю потери кормильца в размере 40% денежного довольствия военнослужащего, поскольку заболевание, приведшее к смерти И. не является военной травмой и не находится в причинной связи с исполнением им обязанностей военной службы. Как установил суд, смерть И. хотя и наступила в период прохождения им военной службы, но не связана с исполнением им служебных обязанностей военной службы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует положениям ст. 21 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, п. 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. N 123, в которых раскрыты понятия "военной травмы" и "заболевания, полученного в период военной службы", а также соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Ссылка представителей Ильченко Ю.К. в суде апелляционной инстанции на письмо начальника филиала N *** ВВК от *** года является несостоятельной и не опровергает выводы заключение ВВК N *** от *** года, поскольку вопрос о причинно-следственной связи смерти военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы не входит в компетенцию ВВК. На данные комиссии в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. N 123, возложены функции по определению причинной связи заболеваний, увечий, приведших к смерти военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что материалами служебного расследования установлена связь смерти военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы не влечет отмену решения суда, поскольку как было указано выше в соответствии с положениями Закона РФ N4486-1 установление связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Ильченко Ю.К. не имеется.
Вместе с тем, разрешая требования Ильченко Ю.К. о необходимости перерасчета назначенного размера пенсии по случаю потери кормильца из 27 тарифного разряда, судом не были учтены следующие обстоятельства.
В силу п. п. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ N 941 от 12 сентября 1993 года, в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет;
Согласно Постановлению Правительства РФ N 305 от 17 марта 1999 года, в целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, Правительство Российской Федерации, Министру обороны Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, разрешено сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемой воинской должности на время их военной службы в новой воинской должности.
Принятие Правительством РФ указанного Постановления имело своей целью обеспечение социальной защищенности военнослужащих при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, а следовательно сохранение должностного оклада по ранее занимаемой должности возможно лишь при перемещении военнослужащего по основаниям, связанным с организационно-штатными мероприятиями.
Таких оснований при последующих перемещениях подполковника И. не имелось (приказ N *** от *** года),.
Кроме этого, указанное Постановление распространяется только на лиц, проходящих военную службу, и не регулирует правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением военнослужащих.
В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ N941 от 22 сентября 1993 года пенсии семьям умерших (погибших) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, исходя из которого подлежала исчислению пенсия кормильцу, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета семье пенсии. При этом абзац второй подпункта "а" и абзац второй подпункта "б" пункта 9 настоящего Постановления не применяются.
С учетом изложенного решение суда в части удовлетворения исковых требований о перерасчете назначенной пенсии по случаю потери кормильца исходя из 27 тарифного разряда подлежит отмене с вынесением по делу в данной части нового решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В части требований о перерасчете назначенной пенсии с увеличением оклада по воинской должности за квалификационную категорию " ***" в настоящее время спор отсутствует, поскольку разрешен до вступления решения суда в законную силу добровольным удовлетворением данных требований и военкоматом произведен соответствующий перерасчет.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 11 октября 2013 года в части удовлетворения исковых требований Ильченко Ю,К. к военному комиссариату Тамбовской области о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца отменить и принять в этой части новое решение.
В удовлетворении требований Ильченко Ю.К. к военному комиссариату Тамбовской области о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца с *** года из 27 тарифного разряда и с учетом квалификационной категории " ***", взыскании задолженности по указанной выплате - отказать.
В остальной части решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 11 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ильченко Ю.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.