Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Пачиной Л.Н.,
судей: Босси Н.А., Тюриной Н.А.,
при секретаре: Медведевой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области к Якунину А.В. о взыскании материального ущерба, причиненного государству путем неисполнения договора,
по апелляционной жалобе представителя Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Тюриной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском к Якунину А.В. о взыскании суммы полученной социальной выплаты в размере ***. В обоснование исковых требований представитель ответчика указал, что Якунин А.В. как участник программы "Социальное развитие села до 2013 года" был включен в реестр получателей субсидии по категории *** Управлением сельского хозяйства Тамбовской области Якунину А.В. была перечислена социальная выплата в сумме ***. Данные средства были использованы ответчиком на основании выданного свидетельства *** от ***. Согласно условиям договора *** от *** об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) Якунин А.В. должен был отработать в ОАО "Ягодное" не менее пяти лет, однако в нарушение данного условия ответчик *** года уволился из ОАО "Ягодное" по собственному желанию. В связи с тем, что по условиям программы это недопустимо и право на социальную выплату Якуниным А.В. было утрачено, Управление сельского хозяйства Тамбовской области просило суд взыскать в их пользу с ответчика сумму полученной им социальной выплаты в размере ***.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 ноября 2013 года Управлению сельского хозяйства Тамбовской области в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель Управления сельского хозяйства Тамбовской области подал на него апелляционную жалобу. По мнению автора жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что по условиям Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ *** от *** года, и в соответствии с п.п.26,31 Типового положения получатели субсидии (социальной выплаты) по категории молодая семья (молодой специалист) обязаны отработать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты у сельскохозяйственного товаропроизводителя или в социальной сфере области. *** был заключен трехсторонний договор *** об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), в соответствии с которым Якунин А.В. обязался отработать у работодателя в ОАО "Ягодное" не менее 5 лет. Однако, Якунин А.В. не отработал у работодателя указанный срок, нарушив тем сам условия указанной целевой программы и трехстороннего договора. Управление сельского хозяйства Тамбовской области имеет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) по ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации. Судом первой инстанции установлено, что супруга Якунина А.В. Якунина Л.Н. в настоящее время работает в ОАО "Ягодное" ***. Однако, при постановке на учет в качестве участника программы, а также в платежных поручениях о перечислении денежных средств и в реестре расчета субсидий Якунин А.В. проходил по категории *** а не по категории *** В связи с этим взаимозаменяемость супругов в указанных обязательствах не допускается. На основании указанных обстоятельств представитель Управления сельского хозяйства Тамбовской области просил решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 ноября 2013 года отменить, удовлетворив заявленные исковые требования.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, поддержанной представителем Управления сельского хозяйства Тамбовской области Каравичевой С.А., выслушав возражения Якунина А.В., Якунину Л.Н., представителя ОАО "Ягодное" Леоновой М.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ N858 от 03.12.2002 г. была утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" (впоследствии - до 2013 года), предполагающая финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.
Подпункт "а" п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением N1 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Согласно п. 26 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим с сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения.
В силу п. 27 Типового положения под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Как указано в п. 31 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;
б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Согласно представленному в материалах дела реестру, на основании соответствующего заявления *** Якунин А.В., работавший в ОАО "Ягодное" в должности ***, был включен в состав участников мероприятий по реализации Программы, с ним заключен трехсторонний договор, условия п. 2.1. которого дублируют вышеприведенный п. б п. 31 Типового положения.
Якунину А.В. в соответствии с условиями программы предоставлены средства в размере *** из средств областного бюджета, на приобретение жилого помещения, что подтверждается свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам в сельской местности. Указанные средства были использованы ответчиком на строительство жилого дома и приобретение земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что Якунин А.В. *** был уволен из ОАО "Ягодное" по собственному желанию.
Таким образом, Якунин А.В. как участник Программы был знаком с ее условиями, касающимися требований к молодому специалисту, желал участвовать в этой Программе, заключил трехсторонний договор и воспользовался предоставленными по его условиям средствами, расторг трудовой договор по собственной инициативе до истечения 5 лет со дня получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, на следующий день после увольнения из ОАО "Ягодное", *** года, ответчик был принят в ***" (согласно согласованным пояснениям сторон - крупнейшую организацию агропромышленного комплекса), где работает, в отличие от прежнего места работы, по специальности в должности главного инженера до настоящего времени. Следовательно, ответчик уволился с прежнего места работы не с целью уклониться от работы в агропромышленном комплексе, а, напротив, с целью усовершенствования своего вклада в данную сферу деятельности.
Всего трудовой стаж Якунина А.В. в предприятиях агропромышленного комплекса с *** по настоящее время составляет более одиннадцати лет, из которых более десяти лет в ОАО "Ягодное".
Следовательно, ответчик не утратил характеристик, позволяющих отнести его к категории молодых специалистов, приобретших право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных Программой, то есть сохранил все основания для участия в Программе.
При таком положении суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика полученных им в рамках Программы денежных средств.
Более того, несмотря на специфику условий участия в Программе той либо иной категории граждан, суд верно отметил и то обстоятельство, что супруга ответчика Якунина Л.Н. (учтенная в качестве члена семьи участника Программы при получении денежных средств, о чем имеется отметка в свидетельстве) на дату как получения средств, так и увольнения Якунина А.В. с прежнего места работы, до настоящего времени работает на предприятии агропромышленного комплекса - в ОАО "Ягодное", является ***.
Таким образом, судебная коллегия находит, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 196 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование закона, иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы.
Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом допущено не было.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления сельского хозяйства Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.