Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
судей Малининой О.Н., Архиповой М.В.,
при секретаре Тёткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаповой В.А. к Управлению социального развития Тамбовской области о признании права на предоставление жилья восстановлении пропущенного срока, возложении обязанности по включению в список и предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Управления социального развития Тамбовской области на заочное решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 17 октября 2013 года,
заслушав доклад судьи Малининой О.Н., апелляционная инстанция,
УСТАНОВИЛА:
Агапова В.А. обратилась в суд с иском к Управлению социального развития Тамбовской области о признании права на предоставление жилья специализированного жилищного фонда как сироте оставшейся без попечения родителей, восстановлении пропущенного срока для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с единым списком, возложении обязанности по включению в список на получение жилой площади и предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма жилых помещений в соответствии с ФЗ N159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В обоснование иска привела, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. 21.11.1992г. умер ее отец - Попов А.А., ***. умерла мать - Агапова Т.А ... Решением Сампурского районного суда Тамбовской области от 06.02.1997г. Агапова Т,А. в отношении нее была лишена родительских прав 18.03.1997г. администрация Сампурского района Тамбовской области вынесла постановление N 67 о направлении ее в детское государственное учреждение, этим же постановлением за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ***. С 27.03.1997г. по 06.09.2002г. она обучалась в ТОГОУ "Сосновская школа-интернат" и находилась на полном государственном обеспечении. С сентября 2002г. по июнь 2007г. проходила обучение в профессиональном лицее ***. Согласно заключению комиссии по результатам обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ***, данное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. Иного жилья она не имеет. Органы опеки и попечительства, детское учреждение, в котором она воспитывалась, образовательное учреждение, в котором она обучалась, не разъяснили ей все права, которыми она обладала как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заочным решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 17 октября 2013 года исковые требования Агаповой В.А. удовлетворены.
Восстановлен Агаповой В.А., срок для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с единым списком.
Возложена обязанность на Управление социального развития Тамбовской области включить Агапову В.А. в очередь для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с единым списком.
Управлением социального развития Тамбовской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене обжалуемого решения. Автор жалобы указывает, что при вынесении судебного решения судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального права, что должно повлечь за собой отмену состоявшегося судебного акта.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относит к категории лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан в возрасте от 18 до 23 лет.
Данный Федеральный закон и принятый в соответствии с ним Закон области от 23.07.2010 N 682-3 "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривают предоставление мер социальной поддержки, в том числе обеспечение жилым помещением именно данной категории граждан.
В.А.Агапова на момент рассмотрения судом гражданского дела не относилась к вышеназванной категории граждан.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрени пресекательный сррок для признания гражданина лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в государственной защите, в возрасте от 18 до 23 лет и восстановление указанного срока на основании ст. 112 ГПК РФ не предусмотрено.
Анализ приведенных правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам указанной категории, позволяет сделать вывод о том, что для улучшения жилищных условий как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо несколько условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица статуса ребенка-сироты, лица, оставшегося без попечения родителей, либо лица из их числа.
В.А.Агаповой статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, был утрачен после достижения ей 23 лет.
Кроме того, вынесенное судом решение, основанное на неправильном применение нopм Федерального закона, повлечет за собой нецелевое расходование бюджетных средств, так как в случае вступления в законную силу данного решения и включения Агаповой в очередь для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с единым списком, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей потребуют от управления социального развития области обеспечить ее жилым помещением.
Заслушав истицу Агапову В.А., просившую решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений статья 109.1 Жилищного кодекса РФ предусмотрела, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 февраля 2012г. N15-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01 января 2013 года, внесены изменения в статью 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 57, 92 и другие Жилищного кодекса РФ, которые в настоящее время предусматривают обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не по договору социального найма вне очереди, а по договору найма специализированных жилых помещений, т.е. с 01 января 2013 года законодатель изменил ранее установленный им механизм обеспечения жилыми помещениями названной категории граждан.
Статья 4 ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит предписание, согласно которому действие положений ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении суд первой инстанции пришёл к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований истицы.
При этом суд основывался на том, что доказательств, подтверждающих с достоверностью установления факта надлежащего сопровождения гарантированных законом прав истицы уполномоченными лицами (органов опеки и попечительства, образовательного учреждения) суду не представлено.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, что вселение истицы в закрепленное за ней жилое помещение невозможно в связи с признанием его в установленном порядке непригодным для проживания.
Как следует из материалов дела, истица не имеет жилья на праве собственности на территории Тамбовской области и является нуждающейся в жилом помещении.
При таком положении судом обоснованно сделан вывод о нарушении прав Агаповой В.А. на получение жилой площади в соответствии с требованиями приведенного выше закона.
Вместе с тем, анализ вышеизложенного законодательства и иного законодательства, в том числе Тамбовской области, в сфере правоотношений, связанных с защитой жилищных прав детей-сирот, свидетельствует, как было указано выше, об изменении механизма обеспечения жилыми помещениями названной категории граждан, в частности изменении статуса предоставляемого жилого помещения, но не установлении очередности предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу закона жилые помещения предоставляются названной категории лиц по достижении возраста 18 лет (в определённых случаях и ранее) по окончании срока их пребывания в образовательных учреждениях, ... при прекращении попечительства, ... , т.е. право на жильё названной категории лиц не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, и должно быть реализовано при наступлении указанных в законе событий вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и времени включения в Список.
Целью ведения списка является сосредоточение сведений о нуждающихся в жилье, а также учет детей-сирот и детей, оставшихся без поечения родителей, не имеющих жилых помещений. Таким образом список никак нельзя расценивадь, как очередь и целесообразности включения в указанный список Агаповой, в даном случае, отсутствует.
На основании изложенного и, учитывая, что решение должно быть ясным и понятным при его исполнении, решение суда в части возложения на ответчика обязанности о включении Агаповой В.А. в очередь для однократного предоставления благоустроенного жилого помещения помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с единым списком подлежит изменению и приведению в соответствие с требованиями закона.
Так, в силу статьи 6 Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 года N 682-З (в редакции от 25.12.2012 г. "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти области обязан однократно предоставить указанной в законе категории лиц благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилого дома, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее *** кв.м. и не более *** кв.м.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о незаконности принятого решения, утверждения автора жалобы о пресекательных сроках для признания гражданина лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в государственной защите, в возрасте от 18 до 23 лет, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Пункт 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) гарантирует сохранение права на получение жилья, если по каким-либо причинам лицо, имеющее такое право не реализовало его.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которой относится Агапова В.А., возраста 23 лет, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет по указанным выше причинам, признанным судом уважительными.
Учитывая, что доводы, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе нет, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Внести изменния в абзац третий резолютивной части решения Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 октября 2013 года, изложив его в следующей редакции.
Обязать Управление социального развития Тамбовской области предоставить Агаповой В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее *** кв. метров и не более *** кв. метров.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
Управления социального развития Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.