Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Коропенко Л.Е.,
судей: Бучневой О.А., Белоусовой В.Б.,
с участием прокуроров Лесняк Е.Н., Клюкина Ю.Ю.,
при секретаре: Никифорове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 марта 2014 года гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах Заикиной М.П. к администрации г. Тамбова о предоставлении жилого помещения,
по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Тамбова в интересах Заикиной М.П. обратился в суд с иском к администрации г. Тамбова об обязании предоставить жилое помещение, указав, что в результате проверки, проведенной по обращению инвалида *** Заикиной М.П. было установлено, что ей на праве собственности принадлежит квартира ***, общей площадью *** кв.м. Постановлением администрации г. Тамбова от *** *** жилой дом *** признан аварийным и подлежащим сносу. По информации, полученной из администрации г. Тамбова, во исполнение ФЗ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. N 443 утверждена Областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013-2015 годы. Жилой дом по указанному выше адресу включен в данную программу на *** год. Планируемый срок расселения домов, включенных в 1 этап программы ( *** г.) - *** г., срок сноса - *** г. Из объяснений главного специалиста администрации г. Тамбов П. следует, что в настоящее время квартиры для расселения указанного дома не приобретались и муниципальные контракты с подрядными организациями не заключались. О точной дате расселения Заикиной М.П. не сообщалось. Данное бездействие ведет к нарушению жилищных прав Заикиной М.П., угрозе жизни и здоровью.
Основываясь на ст. 32 ЖК РФ, ст. 15 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", прокурор Октябрьского района г. Тамбова, уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, просил обязать администрацию г. Тамбова предоставить Заикиной М.П. жилое помещение в рамках Областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013-2015 годы.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 ноября 2013 года в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Тамбова отказано.
В апелляционном представлении прокурор Октябрьского района г. Тамбова просит отменить решение суда.
Указывает, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Кроме того, суд не дал оценки этапных действий администрации г. Тамбова, указанных в Приложении N 1 к Программе, согласно которому дом *** подлежит расселению в *** года. На момент рассмотрения судом дела, ответчиками доказательств принятых мер не предоставлено. Обстоятельство о заключении договоров с застройщиками на строительство жилья не является допустимым, поскольку суду предоставлены копии незаверенных надлежащим образом договоров, не имеющих юридической силы.
Считает, что в основу решения суда положены доказательства, являющиеся не допустимыми.
Проверив материалы дела, выслушав прокуроров Лесняк Е.Н. и Клюкина Ю.Ю., истца Заикину М.П., поддержавших жалобу, представителя администрации г.Тамбова Иванову И.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г.Тамбова о предоставлении Заикиной М.П. жилого помещения взамен признанного аварийным, суд первой инстанции исходил из того, что администрация г.Тамбова предпринимает меры и решает вопросы предоставления Заикиной М.П. жилого помещения в рамках Областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 -2015 годы, в связи с чем не имеется оснований обязывать администрацию к этому.
Между тем, с такими выводами суда согласиться нельзя.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Заикина М.П. является собственником квартиры ***, общей площадью *** кв.м., расположенной в доме N ***.
Постановлением администрации г.Тамбова *** от *** дом *** признан аварийным и подлежащим сносу.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Данная правовая позиция подтверждена Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012 г.
Кроме того, как следует из текста Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 16).
В силу пункта 3 статьи 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации в равной мере.
По смыслу статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения.
Включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иных жилых помещений собственникам жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013 г. N 443 (в редакции от 03.06.2013 г. N 546) утверждена Областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2013-2015 годы (далее по тексту Программа).
Основными целями и задачами Программы являются улучшение условий проживания граждан и переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с абз.9 п.5 Программы, гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих на праве собственности, выразившим согласие на получение выкупной цены за изымаемые у них жилые помещения, производится выплата выкупной цены или в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственниками жилых помещений предоставляются жилые помещения с зачетом стоимости изымаемых жилых помещений в выкупную цену путем заключения договоров мены или купли-продажи.
Приложение N1 и Приложение N2 Программы предусматривают перечень аварийных многоквартирных домов и реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения.
Дом *** включен в указанную Программу на *** год.
Таким образом, с включением дома *** в Программу Заикина М.П., проживая в жилом помещении, признанном аварийным, приобрела право выбора способа обеспечения ее жилищных прав и может претендовать на предоставление ей другого жилого помещения взамен непригодного для проживания, находящегося в аварийном жилом доме.
В ходе рассмотрения дела Заикина М.П. пояснила, что она не согласна на получение выкупной цены взамен принадлежащего ей жилого помещения, а желает получить другое жилое помещение в собственность по договору мены.
Из реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения (приложение N2 Программы) усматривается, что с целью переселения граждан из дома *** предполагается приобретение жилых помещений у застройщика. Выкуп жилых помещений у собственников квартир по данному дому Программой не предусмотрен.
Представитель администрации г.Тамбова в судебном заседании апелляционной инстанции также подтвердил, что администрация г.Тамбова намерена предоставить Заикиной М.П. другое жилое помещение взамен признанного аварийным и в настоящее время предпринимает меры к приобретению в собственность администрации г.Тамбова квартир с целью их дальнейшего предоставления гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилищного фонда, в том числе и Заикиной М.П.
Поскольку жилое помещение Заикиной М.П. включено в Программу и администрация г.Тамбова взяла на себя обязательство предоставить Заикиной М.П. другое жилое помещение, судебная коллегия приходит к выводу, что между Заикиной М.П. и администрацией г.Тамбова фактически достигнуто соглашение обеспечения жилищных прав Заикиной М.П. путем предоставления другого жилого помещения взамен признанного аварийным. Однако, возможность реализовать такое право истцу не предоставляется, жилым помещением Заикина М.П. не обеспечивается.
Возражая против иска, представитель администрации г.Тамбова ссылается на то, что под цели переселения собственников помещений аварийного дома в рамках Программы заключены договоры участия в долевом строительстве ***этажного многоквартирного дома по ***, строение *** и строение *** ***, с застройщиком ***, предоставив соответствующие договоры от *** года.
При этом договорами долевого участия предусмотрено, что Объекты долевого строительства будут переданы Участнику долевого строительства до ***.
Областной адресной программой предусмотрена планируемая дата окончания переселения граждан из дома *** - *** года.
Таким образом, из представленных документов усматривается, что сроки переселения граждан из аварийного жилья являются планируемыми, конкретные и окончательные сроки переселения граждан Программой не установлены, договоры долевого участия в установленный срок не исполнены, до настоящего времени Заикина М.П. жилым помещением не обеспечена. С *** года, то есть с момента утверждения Программы, и до рассмотрения дела судом первой инстанции, каких-либо мер к предоставлению жилого помещения Заикиной М.П. не предпринималось; договоры долевого участия заключены лишь *** и они не исполнены; жилого помещения, которое могло бы быть предоставлено Заикиной М.П., согласно пояснениям представителя администрации г.Тамбова, у администрации г.Тамбова в настоящее время не имеется, что свидетельствует о нарушении прав Заикиной М.П.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что законом на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения взамен аварийного, однако данная обязанность в отношении истца администрацией г.Тамбова необоснованно не исполняется, отказ в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на администрацию г.Тамбова предоставить жилое помещение Заикиной М.П. является необоснованным, несоответствующим обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований о предоставлении Заикиной М.П. жилого помещения взамен признанного аварийным по вышеизложенным основаниям.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя администрации г.Тамбова, а также сведениями, содержащимися в реестре аварийных многоквартирных домов по способам переселения (приложение N2 Программы), из которых усматривается, что запланировано приобретение жилых помещений общей площадью равной общей площади жилых помещений, подлежащих сносу.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от *** и выписки из технического паспорта на квартиру, Заикиной М.П. на праве собственности принадлежит квартира ***, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что Заикиной М.П. должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее *** кв. м, жилой площадью не менее *** кв. м.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 28 ноября 2013 года отменить и принять по делу новое решение.
Обязать администрацию города Тамбова предоставить Заикиной М.П. в собственность благоустроенное жилое помещение в рамках Областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области на 2013 -2015 годы (утв. Постановлением администрации Тамбовской области от 29.04.2013г. N443) по договору мены, в черте ***, общей площадью не менее *** кв. м, жилой площадью не менее *** кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.