Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.
Судей: Клепиковой Е.А., Андриановой И.В.
При секретаре: Шевченко О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФСИН России по Тамбовской области на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 21 ноября 2013 года
по гражданскому делу по иску Иваненкова В.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2" УФСИН России по Тамбовской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
Заслушав доклад судьи Клепиковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иваненков В.В. обратился в суд с заявлением о признании права на получение государственного жилищного сертификата, указав, что он проходил службу в ФКУ "Следственный изолятор N 2" УФСИН России по Тамбовской области с ***. и на основании приказа СИЗО-2 л\с N *** от ***. был уволен со службы. Общая продолжительность службы в календарном исчислении на день увольнения составила *** дня. Выслуга в льготном исчислении составила *** месяцев *** дней.
На основании постановления Администрации г.Моршанска N ***. Иваненков В.В. признан нуждающимся в жилом помещении и постановлен на учет за N *** с составом семьи один человек.
***. он обратился с письменным рапортом к начальнику "Следственный изолятор N 2" о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
***. он получил ответ за подписью начальника ФКУ "Следственный изолятор N 2" В.А. ***, которым ему было отказано во включении его в состав вышеуказанной программы, в связи с тем, что до 01 марта 2005 года он не обращался в установленном порядке в жилищно-бытовую комиссию УФСИН России по Тамбовской и не встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы.
С отказом ФКУ "Следственный изолятор N 2" от 25 февраля 2013г. он не согласился и обратился в суд с иском к ФКУ "Следственный изолятор N 2" УФСИН России по Тамбовской области о признании за ним права на получение государственного жилищного сертификата; возложении обязанности на ФКУ "Следственный изолятор N2" УФСИН России по Тамбовской области, направить в УФСИН России по Тамбовской области документы для включения его в список участников программы.
Просил суд обязать УФСИН России по Тамбовской включить его в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Считает, что он имеет право на улучшение жилищных условий путем участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленной федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы", утверждённой постановлением Правительства РФ от *** г. N ***, т.к. является уволенным сотрудником из органов уголовно- исполнительной системы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе; не имеет жилого помещения для постоянного проживания; состоит на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации г. Моршанска.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21 ноября 2013 г исковые требования Иваненкова В.В. удовлетворены.
Судом первой инстанции признано за Иваненковым В. В. право на получение государственного жилищного сертификата как бывшего сотрудника Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области.
Суд обязал Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области направить документы Иваненкова В.В. в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области для включения его в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Суд обязал Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области включить Иваненкова В. В. в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы.
Не согласившись с решением суда от 21 ноября 2013 г. УФСИН России по Тамбовской области подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, указывая, что Иваненков не стоял на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в изоляторе.
При этом показания свидетеля Петрова А.А., положенные судом в основу решения, показавшего, что в 2005 году Иваненков обращался с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях нельзя считать правдивыми, поскольку с 2005 года прошло достаточно много времени, и установить их правдивость не предоставляется возможным. Кроме того, из показаний представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Тамбовской области *** Е.Ю. следует, что Иваненков В.В. ей лично сказал о том, что документы для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий изначально были представлены в СИЗО-2 в августе 2005 года.
Действия учреждения Иваненков с 2005 года не обжаловал, на учёт нуждающихся не становился. Суд первой инстанции, в нарушение п. 5 Правил, предоставил Иваненкову В.В., состоящему на учете в органах местного самоуправления, право обратиться за получением государственного жилищного сертификата в федеральный орган исполнительной власти в лице ФСИН России.
Порядок формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов сотрудников уголовно-исполнительной системы помимо Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 регламентируется приказом ФСИН России от 16.05.2012 N 267 "Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе (далее - Инструкция).
Согласно п. 6 Инструкции организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, и в учреждении УИС по месту расположения поселка.
В соответствии с п. 12 Инструкции сотрудники включаются в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, только после признания их участниками подпрограммы. Суд же своим решением обязывает УФСИН России по Тамбовской области включить Иваненкова В.В. в список участников подпрограммы, не признавая его таковым. Признание сотрудников уголовно-исполнительной системы нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, как федеральными органами исполнительной власти, лишь до 01 марта 2005 года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, что следует из ст. 14 и ст. 52 ЖК РФ.
Кроме того, согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса РФ" с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Из этого следует, что право состоять на учете до решения вопроса о получении жилья сохраняют лишь те сотрудники уголовно-исполнительной системы, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года.
Просит решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21.11.2013г отменить и вынести новое решение по делу.
На данную апелляционную жалобу Иваненковым В.В. поданы возражения в которых указывает, что по независящим от него обстоятельствам его документы своевременно не были приняты сотрудниками кадрового аппарата ФКУ СИЗО-2 УФСИН по Тамбовской области, а обжаловать позже он побоялся, поскольку на тот момент у него не было выслуги лет, дающей право на пенсию.
Просит решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21.11.2013г оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения в связи с неправильным применением норм материального права.Судом первой инстанции установлено, что Иваненков В.В. проходил службу в ФКУ "Следственный изолятор N 2" УФСИН России по Тамбовской области. *** года был уволен по достижении предельного возраста пребывания на службе. Общая продолжительность службы на момент увольнения составила более 10 лет. На учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы истец не состоял.
Постановлением администрации города Моршанска N *** от *** года принят на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
28 января 2013 года, в период процедуры увольнения, истец обратился в УФСИН России по Тамбовской области с рапортом о включении его в состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата.
25 февраля 2013 года истцу отказано во включении в список на получение жилищного сертификата в связи с тем, что он до 1 марта 2010 года не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из доказанности факта постановки истца на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы в 2005 году в связи с чем отказ истцу в праве на получение государственного жилищного сертификата признан судом незаконным.
Судебная коллегия считает, что выводы суда не основаны на материалах дела и противоречат нормам материального права, доводы апелляционной жалобы следует признатьобоснованными.
В ч.3 ст.40 Конституции РФ закреплено, что определённым категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Некоторые категории граждан, в том числе сотрудники уволенные либо увольняемые из органов исполнения наказания, могут улучшить свои жилищные условия не только путём получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правительство РФ, в соответствии с действующими конституционными нормами формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
В целях выполнения возложенных функций Правительство РФ приняло постановление от 17.12.2010 года N1080 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", в которую включена подпрограмма " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами.
Право на участие в подпрограмме, в соответствии с п.п. "а" п.5 Правил, имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу п.18, п.19 Правил выдачу сертификатов гражданам-участникам подпрограммы, указанных в п. "а" п.5 осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба (служба).
Граждане подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1 с приложением документов в т.ч. для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учёте нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти - выписки из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения.
Иваненков В.В. заявил требования о признании за ним права на получение жилищного сертификата в рамках Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", мотивируя тем, что он имеет достаточную выслугу лет, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоит на учёте нуждающихся в жилье в администрации г. Моршанска, обращался с заявлением о признании его участником подпрограммы по месту службы в 2005 году.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора помимо прочих условий, указанных выше, является установление факта признания истца по месту службы нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд, устанавливая данное обстоятельство, принял во внимание показания свидетеля Петрова А.А.- бывшего и.о. начальника СИЗО- 2, показавшего, что Иваненков В.В. обращался с рапортом к руководству СИЗО-2 по вопросу включения его в состав участников подпрограммы, поскольку программа подходила к концу ему устно отказали в приёме документов.
Показания свидетеля не подтверждают факта нуждаемости истца в жилье по состоянию на 1 марта 2005 года. Свидетель подтверждает подачу истцом рапорта на участие в программе, но не постановку на учёт в качестве нуждающегося в жилье. Истец в качестве нуждающегося в жилье по месту службы мог быть поставлен до 1 марта 2005 года. Каких-либо доказательств, подтверждающих нуждаемость истца по состоянию на указанную дату, и позволяющих работодателю поставить на учёт истца суду не представлено.
Истец обратился с заявлением о признании его участником подпрограммы в период процедуры увольнения в 2013 году. Для признания его участником программы ему необходимо было чтобы:
основание увольнения соответствовало требованию п.5 "а" Правил: достижение предельного возраста пребывания на военной службе (служба) или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более;
он состоял бы на учёте нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в том числе и после увольнения.
Как следует из материалов дела, истец был уволен по достижении предельного возраста, имел общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 10 лет, однако в федеральных органах исполнительной власти на учёте не состоял.
Учитывая, что истец не состоит в списках очередников на получение жилых помещений в федеральном органе исполнительной власти, как того требует п.5 Правил, к участникам данной подпрограммы он не может быть отнесён.
Выводы суда первой инстанции о том, что истец подпадает под категорию граждан, имеющих право на участие в подпрограмме, поскольку состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, не основаны на законе.
Обеспечение жильём в форме получения жилищного сертификата, регулируется не жилищным законодательством, а Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года ( в редакции от 18.02.2013г.) " О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". Порядок признания гражданина участником подпрограммы регламентирован Правилами, свободное толкование норм недопустимо.
Сам по себе факт нуждаемости истца в жилых помещениях на момент подачи заявления не является основанием для признания его участником подпрограммы.
Утверждение истца о том, что в 2005 году он обращался в учреждение с заявлением о постановке на учёт, подтверждаемый показаниями свидетеля нельзя не является основанием для признания его участником подпрограммы. Постановка на учёт в учреждении исполнения наказания возможна была до 1 марта 2005 года. Свидетельскими показаниями данное обстоятельство нельзя подтвердить, поскольку нормативными документами предусмотрен порядок подтверждения данного факта. Отказ в признании истца участником программы им в 2005 году обжалован не был. Документы, подтверждающие данное обстоятельство суду не представлены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения и принятии нового решения об отказе истцу в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 21 ноября 2013 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Иваненкова В.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2" УФСИН России по Тамбовской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.