Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Белоусовой В.Б.,
судей: Бучневой О.А., Рожковой Т.В.,
при секретаре: Кулиной И.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 12 марта 2014 года гражданское дело по иску Никулиной Е.Л. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Ржаксинском районе Тамбовской области о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы и применение льготного порядка исчисления периодов работы,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление пенсионного фонда РФ в Ржаксинском районе Тамбовской области на решение Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 18 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никулина Е.Л. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ржаксинском районе Тамбовской области о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы и применение льготного порядка исчисления периодов работы, указав, что решением комиссии ГУ УПФ РФ в Ржаксинском районе Тамбовской области *** от *** ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за отсутствием требуемого стажа работы, так как из ее специального стажа исключено время нахождения на курсах повышения квалификации, время работы в *** с *** и время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** по *** Кроме того, к периоду нахождения на курсах повышения квалификации с *** по *** не применен льготный порядок исчисления стажа, хотя в это время она работала в должности акушерки *** и имела право на льготное исчисление стажа в размере 1 год за 1 год и 3 месяца. С *** по *** она работала в должности акушерки родильного отделения, то есть являлась средним медицинским персоналом в отделении хирургического профиля в ***, а затем ***. Данный период времени должен быть исчислен в льготном порядке с применением двух коэффициентов 1 год за 1 год и 9 месяцев. Время нахождения в отпуске по беременности и родам с *** по *** также зачтено в календарном исчислении, хотя этот период имел место в период работы Никулиной Е.Л. в должности акушерки *** и имела право на льготное исчисление стажа 1 год работы за 1 год и 9 месяцев.
Просила включить в ее стаж, дающий право на назначение льготной пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по *** г., с *** по *** г., с *** по *** г.; период работы в *** с *** по *** (1 год 3 мес. 25 дней), обязать ответчика применить льготный порядок исчисления стажа 1 год работы за 1 год и 3 месяца к периоду нахождения на курсах повышения квалификации с *** по *** г., применить льготный порядок исчисления стажа 1 год работы за 1 год и 9 месяцев к периоду работы в должности акушерки родильного отделения с *** по *** и к периоду нахождения в отпуске по беременности и родам с *** по *** г.; взыскать в ее пользу судебные расходы в размере *** руб.
Решением Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 18 декабря 2013 года исковые требования Никулиной Е.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Ржаксинском районе Тамбовской области просит отменить указанное решение суда в части, в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
ГУ УПФ РФ в Ржаксинском районе Тамбовской области не согласно в решением в части исчисления периода работы Никулиной Е.Л. в должности акушерки родильного отделения с *** по *** и периода отпуска по беременности и родам с *** по *** в двойном льготном порядке, а времени курсов повышения квалификации с *** по *** в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Указывает на то, что Никулина Е.Л. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением в *** г., то есть с нарушением срока, установленного ст. 256 ГПК РФ, а причины пропуска срока судом не выяснялись.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 применение двойной льготы не предусмотрено.
Исходя из Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 78, медицинские работники, работающие в селе, могут пользоваться двойной льготой по исчислению стажа, но только при назначении им пенсии за "смешанный" стаж (за работу в селе и в городе) 1 год такой работы будет засчитываться за 1 год 9 месяцев (льгота за работу в отделении хирургического профиля (год за полтора) и льгота за работу в сельской местности (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Работа Никулиной Е.Л. постоянно протекала в сельской местности, поэтому у нее нет оснований для применения двойного коэффициента 1.9.
В период отпуска по беременности и родам не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в должности и в учреждении в сельской местности, в связи с чем к данному стажу не может быть применен льготный порядок исчисления.
Кроме того, по мнению автора жалобы, периоды нахождения на курсах повышения квалификации должны быть засчитаны в календарном порядке, так как они проходили с отрывом от работы и фактически льготную лечебную деятельность Никулина Е.Л. не осуществляла.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ УПФ РФ в Ржаксинском районе Тамбовской области Барабанову Н.А., поддержавшую жалобу, Никулину Е.Л., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Судом первой инстанции установлено, что в период с *** по *** Никулина Е.Л. работала в должности акушерки родильного отделения *** (с *** ***). С *** по *** Никулина Е.Л. находилась в отпуске по беременности и родам в должности акушерки родильного отделения ***.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ржаксинском районе Тамбовской области от *** *** период работы с *** по *** включен в трудовой стаж Никулиной Е.Л. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а период нахождения в отпуске по беременности и родам -в календарном порядке.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что к спорным периодам работы подлежит применению законодательство, действовавшее на период осуществления деятельности, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в специальный стаж с применением двух льгот (1 год работы за 1 год и 3 месяца за работу в сельской местности и 1 год работы за 1 год и 6 месяцев за работу в отделении хирургического профиля).
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 названных Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
В абзаце 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, действовавшего также в спорный период, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца. Кроме того, в абзаце 3 пункта 2 данного постановления предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Суд первой инстанции обоснованно зачел спорный период работы истицы в должности акушерки родильного отделения *** и период нахождения в отпуске по беременности и родам с применением льготного порядка исчисления по двум основаниям, учитывая, что как Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, так и Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 не исключают возможность их одновременного применения. Кроме того, ныне действующее законодательство, а именно, абзац 4 пункта 5 Правил от 29.10.2002 г. N 781, применительно к смешанному стажу также допускает возможность применения льготного порядка исчисления стажа одновременно по нескольким основаниям.
Поскольку период отпуска по беременности и родам включается в специальный стаж, на указанный период распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
Так же суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части включения в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с требованиями действовавших в спорный период ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001 года N 314 "О порядке получения квалификационных категорий", повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, в периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации за ней сохранялось постоянное место работы (должность), ей выплачивалась заработная плата, а также производились отчисления в Пенсионный фонд.
Поскольку работа в должности акушерки *** включена ответчиком в специальный стаж в льготном порядке в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, имевшие место в это время, должны включаться в специальный стаж в том же порядке, как работа, в период которой истица направлялась на эти курсы.
Таким образом, выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, приведенных в решении, полно мотивированы, подтверждены материалами дела. Выводы суда не опровергаются доводами жалобы, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении. Оснований для переоценки выводов суда судебная коллегия не усматривает.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не допущено.
Ссылка в жалобе на пропуск срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, для обжалования отказа ответчика в назначении пенсии, не является основанием для отмены решения суда, поскольку требования Никулиной Е.Л. предъявлены в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, в связи с чем специальный трехмесячный срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, в данном случае применяться не может.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 18 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управления пенсионного фонда РФ в Ржаксинском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.