Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей Малининой О.Н., Ледовских И.В.,
при секретаре Тёткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Тамбова, администрации г. Тамбова о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа в здание учреждения библиотеки-филиала N8,
по апелляционной жалобе Администрации города Тамбова на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 20 января 2014 года,
заслушав доклад судьи Малининой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБУ "Централизованная библиотечная система" города Тамбова о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа в здание учреждения библиотеки-филиала N8, расположенной по адресу: ***, путем сооружения пандусов при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", Строительным нормам и правилам СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование исковых требований прокурор привел, что в ходе проведенной проверки установлено, что в помещениях МБУ "Централизованная библиотечная система" библиотека - филиал N8 не имеется приспособлений для инвалидов, нет ни пандусов для проезда на инвалидных колясках, ни поручней для доступного входа в помещения инвалидов. Нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 20 января 2014 года исковые требования прокурора Октябрьского района г.Тамбова удовлетворены полностью.
Судебным решением постановлено: обязать МБУ "Централизованная библиотечная система" обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения в зданиие учрежддения библиотеки - филиал N8, расположенной по адресу: *** путем сооружения пандусов при входе в здание и поручней на наружной лестнице в срок до 01 августа 2014 года.
Администрацией города Тамбова подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене обжалуемого решения суда. В жалобе указано, что при вынесении решения судом не было учтено, что здание библиотеки-филиала построено до введения в действие ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", т.е. на момент проектирования и ввода его в эксплуатацию нормы указанной статьи не действовали и не могли быть применены.
В жалобе также указано, что выполнение ст.15 ФЗ N181-ФЗ может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и другим способом, например, путем доставки услуги инвалиду( на дом, в места отдыха и т.п.), установки кнопки вызова оператора, предоставления указанных услуг электронно. При этом указанные способы не противоречат Закону N181-ФЗ, интересы маломобильных групп населения не нарушаются.
Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных задач и фи нансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".
В возражениях на жалобу прокурор просит оставить решение без изменения.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В статье 2 Градостроительного Кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения заявлено, как принцип законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии с принципами Конвенции ООН разработан Свод правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605), в котором реализованы требования Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно п. п. 1.5, 5.1.1 и 5.1.2 вышеуказанного нормативного документа проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения (далее МГН), должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с четом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Из материалов дела видно, что в здании учреждения библиотеки-филиала N 8 не имеет пандуса, наружная лестница не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
Указанные нарушения влекут за собой нарушение прав и законных интересов инвалидов (инвалидов-колясочников и маломобильных групп) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку вход в здание библиотеки учреждения библиотеки-филиала N8 для них фактически недоступен.
Доводы жалобы, изложенные выше, нельзя признать состоятельными.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Требования Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (согласно п. 1.2) необходимо учитывать, как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений.
Доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Для реального исполнения решения суд предоставил муниципальному бюджетному учреждению срок до 01.08.2014г.
Решение суда основано на материалах дела, соответствует действующему законодательству и не опровергается доводами жалобы, которые по своему содержанию аналогичны возражениям иска, рассмотренного судом.
Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 20 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.