Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ковешниковой Е.А.
судей: Ледовских И.В., Малининой О.Н.
с участием прокурора Кочетыговой И.С.
при секретаре Севостьяновой Т.В.
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Тамбова на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 10 января 2014 года,
по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Тамбова, администрации г. Тамбова о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание учреждения библиотека-филиал N5 им. А.П. Чехова.
заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Прокуратурой Октябрьского района г.Тамбова проведена проверка исполнения законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан и создания условий для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры для маломобильных граждан, в том числе инвалидов-колясочников. Указанной проверкой были выявлены нарушения МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Тамбова законодательства о социальной защите инвалидов.
Прокурор Октябрьского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с пеком к МБУ "Централизованная библиотечная система" о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа в здание учреждения библиотека-филиал *** им. А.П. Чехова, расположенной по адресу: ***, путем сооружения пандусов при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", Строительным нормам и правилам СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что вход в здание МБУ "Централизованная библиотечная система" библиотека-филиал *** им. А.П. Чехова не имеет пандуса, наружная лестница не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Таким образом, МБУ "Централизованная библиотечная система" уклоняется от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов в здание библиотеки, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 10 января 2014 года постановлено:
Обязать МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Тамбова в срок до 1 июля 2014 года обеспечить беспрепятственный доступ в здание учреждения библиотеки-филиала *** им. А.П. Чехова по адресу: *** инвалидам и другим маломобильным посетителям, путем обустройства пандусов при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99.
В жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда.
В жалобе указано, что при вынесении решения судом не было учтено, что здание библиотеки-филиала построено до введения в действие ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", т.е. на момент проектирования и ввода его в эксплуатацию нормы указанной статьи не действовали и не могли быть применены.
В жалобе также указано, что выполнение ст.15 ФЗ N181-ФЗ может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и другим способом, например, путем доставки услуги инвалиду( на дом, в места отдыха и т.п.), установки кнопки вызова оператора, предоставления указанных услуг электронно. При этом указанные способы не противоречат Закону N181-ФЗ, интересы маломобильных групп населения не нарушаются.
Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных задач и фи нансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".
В возражениях на жалобу прокурор просит оставить решение без изменения.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с абз. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно статье 2 Градостроительного Кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения заявлено, как принцип законодательства о градостроительной деятельности и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В соответствии с принципами Конвенции ООН разработан Свод правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605), в котором реализованы требования Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно п. п. 1.5, 5.1.1 и 5.1.2 вышеуказанного нормативного документа проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения (далее МГН), должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с четом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Из материалов дела видно, что вход в здании библиотеки-филиала *** им. А.П. Чехова по адресу: *** не обеспечен устройствами беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения - пандусом, а также поручнями.
Указанные нарушения влекут за собой нарушение прав и законных интересов инвалидов (инвалидов-колясочников и маломобильных групп) на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку вход в здание библиотеки-филиала *** им. А.П. Чехова для них фактически недоступен.
Доводы жалобы, изложенные выше, нельзя признать состоятельными.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Требования Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (согласно п. 1.2) необходимо учитывать, как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений.
Доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Для реального исполнения решения суд предоставил муниципальному бюджетному учреждению срок до 01.07.2014г.
Решение суда основано на материалах дела, соответствует действующему законодательству и не опровергается доводами жалобы, которые по своему содержанию аналогичны возражениям иска, рассмотренного судом.
Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 10 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.