Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей: Величко М.Б., Кущ Н.Г.,
при секретаре Беликовой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" об оспаривании представления прокурора Ленинского района г. Томска об устранении нарушений жилищного законодательства
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Ленинского районного суда г. Томска от 13 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., объяснения представителя ОАО "Томскэнергосбыт" Люлевич В.С., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, представителя прокуратуры Миронова Е.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее-ОАО "Томскэнергосбыт") обратилось в суд с заявлением об отмене представления прокурора Ленинского района г. Томска N466ж2013 от 27.08.2013 об устранении нарушений жилищного законодательства, регламентирующего порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
В обоснование требований указало, что 27.08.2013 в адрес ОАО "Томскэнергосбыт" вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которые выразились в неправомерном начислении платы за электрическую энергию на общедомовые нужды гражданам, проживающим в жилом многоквартирном доме по /__/, поскольку общество не обладает статусом исполнителя коммунальных услуг. Считает указанное представление незаконным и необоснованным, поскольку начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды осуществлялось в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ОАО "Томскэнергосбыт" - Люлевич B.C. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении и возражении на отзыв, согласно которым ООО "Управляющая компания "Ленинский массив" не представляет собственникам жилых помещений услуги по энергоснабжению, а лишь занимается обслуживанием общего имущества в многоквартирном доме /__/. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений указанного жилого дома собственники решили вносить плату за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, что подтверждает законность внесения ими платы за электроэнергию непосредственно ОАО "Томскэнергосбыт". Плата за электроэнергию, потребленную на ОДН, может вноситься жильцами дома управляющей компании только в случае, если компания осуществляет предоставление таких коммунальных услуг. Согласно договору управления многоквартирным домом, расположенным по адресу /__/, ООО "УК Ленинский массив" услуг по электроснабжению жильцам данного дома не предоставляет. Договор энергоснабжения между ООО "УК Ленинский массив" и ОАО "Томскэнергосбыт" не заключен. Указанные факты подтверждают отсутствие у ООО "УК Ленинский массив" правовых оснований для сбора платы за ОДН с жильцов указанного дома.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Томской области - Миронов Е.А. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве. Согласно отзыву спорный дом по /__/, обслуживание которого осуществляет ООО "УК "Ленинский массив", по уровню своего благоустройства с момента ввода в эксплуатацию и по настоящий момент предусматривает энергоснабжение всех жилых помещений и мест общего пользования. Исполнителем услуги по энергоснабжению для собственников жилых помещений является управляющая организация ООО "УК "Ленинский массив". По данному дому собственниками жилых помещений принималось решение общего собрания о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Вместе с тем, не оспаривая право граждан вносить плату за индивидуально потребленную электроэнергию непосредственно поставщику, следует отметить, что у ОАО "Томскэнергосбыт" не имелось правовых оснований для взимания платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества в многоквартирном доме, поскольку в силу прямого указания закона такая возможность не предусмотрена. Исходя из частей 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) право взимания платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, принадлежит только управляющей компании. Полагал, что доводы заявителя об обратном (о незаконности представления прокурора района) основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица ООО "УК Ленинский массив" в судебное заседание не явился.
Обжалуемым решением суд на основании статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 167, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статей 153, 154, 155, 161, 162 ЖК РФ, статей 1, 6, 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", пункта 2, 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, заявление ОАО "Томскэнергосбыт" оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Томскэнергосбыт" - Люлевич В.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
Считает, что судом неправильно применены нормы материального права.
Полагает, что возможность ОАО "Томскэнергосбыт" производить начисление и взимать плату за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества в многоквартирном доме, предусмотрена подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Указывает, что между ООО "УК "Ленинский массив" и ОАО "Томскэнергосбыт" не заключен договор энергоснабжения жилых домов, находящихся на обслуживании ООО "УК "Ленинский массив". Полагает, что основанием для приема платежей от потребителей за коммунальные ресурсы управляющей компанией должен являться договор с ресурсоснабжающей организацией. В случае, если такой договор не заключен, плата за предоставленную электроэнергию должна вноситься потребителями ресурсоснабжающей организации.
Обращает внимание, что в договоре управления многоквартирным домом по адресу: /__/, заключенном между собственниками жилых помещений и ООО "УК "Ленинский массив", не содержится пункта о том, что управляющая компания предоставляет собственникам дома услуги по электроснабжению.
Считает, что при рассмотрении данного дела нормы ЖК РФ следует применять в совокупности с нормами, установленными в договоре управления многоквартирным домом.
Возражает против вывода суда о том, что факт поставки коммунального ресурса в дом является безусловным основанием для возникновения обязанности у управляющей компании по поставке данного ресурса собственникам жилых помещений. Полагает, что управляющая компания только обслуживает, но не владеет и не пользуется этим имуществом. Поэтому право производить начисление и сбор платы с жильцов многоквартирного дома /__/ за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, имеет ОАО "Томскэнергосбыт".
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Томской области - Миронов Е.А. просит решение оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти или должностного лица, если считает, что нарушены её права и свободы.
В пункте 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, зашиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (абз. 2 п. 2 ст. 21 указанного Федерального закона).
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (абз. 3 п. 3 ст. 22, п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Статьей 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что электроснабжение - снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. Электроэнергия является коммунальным ресурсом (пункт 2 указанных Правил). Уведомлением N01-32-1672 от 13.10.2006 Региональной энергетической комиссии Томской области, подтверждается, что ОАО "Томская энергосбытовая компания" присвоен статус гарантирующего поставщика.
Предоставление коммунальных услуг гражданам в соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ является одной из целей управления многоквартирным домом. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Как следует из п. 2 вышеуказанных Правил, предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя. Исполнителем согласно п. 2 Правил является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в договоре управления многоквартирным домом по адресу: пер. Днепровский,12, заключенном между собственниками жилых помещений и ООО "УК "Ленинский массив", не содержится пункта о том, что управляющая компания предоставляет собственникам дома услуги по электроснабжению, не означает, что исполнителем указанной услуги является ОАО "Томскэнергосбыт". Обязанность по представлению всех коммунальных услуг, в том числе, по электроснабжению, возложено на управляющую организацию в силу приведенных положений закона.
Когда управление жилым домом осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят этой организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 (части 4-7 статьи 155 ЖК РФ).
В силу ч. 7.1. ст. 155 ЖК Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что прокуратурой Ленинского района г. Томска проведена проверка по обращению С., проживающего в многоквартирном доме по адресу: /__/, о незаконности действий ОАО "Томскэнергосбыт".
В ходе проверки прокуратурой было установлено, что собственниками помещений в указанном многоквартирном выбран способ управления домом - управление управляющей организацией ООО "УК Ленинский массив", с которым заключен договор на управление многоквартирным домом от 29.03.2013. ОАО "Томскэнергосбыт", имея статус гарантированного поставщика, ежемесячно выставляет С. счета по оплате электроэнергии в местах общего пользования (ОДН).
Правильность установления указанных фактических обстоятельств дела не ставится под сомнение в апелляционной жалобе и представлении, поэтому в соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебная коллегия в данной части проверку решения не осуществляет.
При таких данных выводы суда о том, что ОАО "Томскэнергосбыт", являясь энергоснабжающей организацией по поставке коммунального ресурса-электрической энергии, не вправе начислять плату за электрическую энергию на общедомовые нужды жильцам многоквартирного дома, поскольку исполнителем услуги по электроснабжению данного дома является управляющая компания и оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется управляющей организации.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании закона.
Исходя из правового смысла ст. 154, 155, 161, 162 ЖК Российской Федерации следует, что способ внесения платы за поставленные коммунальные ресурсы определяется в зависимости от выбранного способа управления домом, поскольку в зависимости от способа управления исполнители коммунальной услуги будут различны. В случае управления домом управляющей организацией, единственным исполнителем перед гражданами за весь спектр оказываемых услуг и коммунальных ресурсов является именно управляющая компания, а не набор ресурсоснабжающих организаций в отличие от непосредственного управления.
У ОАО "Томскэнергосбыт" не имелось правовых оснований для взимания платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества в многоквартирном доме, поскольку в силу прямого указания закона такая возможность не предусмотрена. Отсутствие договора энергоснабжения жилого между управляющей организацией и ОАО "Томскэнергосбыт" указанный вывод не опровергает. Исходя из чч. 7 и 7.1 ст. 155 ЖК Российской Федерации право взимания платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, принадлежит только управляющей компании.
На основании ч. 4 ст. 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти или должностного лица и права либо свободы организации не были нарушены.
Таким образом, каких-либо доводов, которые могли бы повлиять на результат рассмотрения дела, апелляционная жалоба не содержит. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 13 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.