Судья Томского областного суда Воротников С.А., рассмотрев дело по жалобе генерального директора ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" Копцева Е. И. на постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 5 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г. Томска от 05.02.2014 ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Согласно постановлению в нарушении санитарного законодательства ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" требований:
- ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
- п. 4.9, 4.10 СанПин 2.6.1.993-00 "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома",
- п. 6.1, 6.3, 6.6 методических указаний МУК 2.6.1.1087-02 "Радиационный контроль металлолома".
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" Копцев Е.И. обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление судьи, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов указывает, что ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" выполняет все требования, предъявляемые действующим законодательством, регламентирующим обращение с ломом и отходами цветных и черных металлов, что подтверждает действующая лицензия. ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" в установленном порядке осуществляет радиационный контроль лома черных металлов, аккредитовало лабораторию радиационного контроля. Указывает, что за весь период осуществления деятельности ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" от органа, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе от Роспотребнадзора по Томской области не поступало требований о проведении дополнительного выборочного контроля локальных источников. Считает, что судом неверно истолкованы нормы закона, в связи с чем вынесено неправомерное решение. Также считает, что представленные Управлением Роспотребнадзора по Томской области документы не подтверждают виновность ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ, а также какого либо иного правонарушения. Указывает, что в протоколах радиационного контроля также отсутствуют признаки вменяемого правонарушения. Кроме того, указывает, что Роспотребнадзор при составлении протокола об административном правонарушении, а затем и суд при рассмотрении дела неверно квалифицировал состав административного правонарушения, что, по мнению лица, подавшего жалобу, является основанием для прекращения дела об административном правонарушении.
В судебном заседании законные представители ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" Рахвальчук И.А., Савченко А.Н. и Воткеева Т.И. доводы жалобы поддержали и просили ее удовлетворить.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав участников судебного разбирательства, прихожу к следующему выводу.
Статья 14.26 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке,
хранении и реализации продукции.
В соответствии с п. 3.2 санитарных правил и нормативов СанПин 2.6.1.993-00 "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29.10.2000 (далее - СанПин 2.6.1.993-00), юридические лица, занимающиеся заготовкой и реализацией металлолома, в целях выявления радиоактивного загрязнения металлолома или наличия локальных источников ионизирующего излучения осуществляют его производственный радиационный контроль с использованием дозиметрических и радиометрических методов исследования.
Согласно п. 4.9 СанПин 2.6.1.993-00 к контролируемым параметрам радиоактивного загрязнения партии металлолома относятся: МЭД гамма-излучения; наличие поверхностного радиоактивного загрязнения альфа-активными радионуклидами; наличие поверхностного радиоактивного загрязнения бета-активными радионуклидами.
В соответствии с п. 4.10 СанПин 2.6.1.993-00 перед погрузкой партии металлолома в транспортное средство проводится его радиационный контроль для проверки отсутствия локальных источников гамма-излучения, а также выборочная проверка отсутствия загрязнения альфа- и бета-активными радионуклидами.
Из требований п.6.1 методических указаний МУК 2.6.1.1087-02 "Радиационный контроль металлолома", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.01.2002 (далее - МУК 2.6.1.1087-02), следует, что перед погрузкой в транспортное средство партии металлолома, подготовленной для реализации, осуществляется ее радиационный контроль, проводимый в два этапа. На первом этапе проверяют отсутствие в обследуемой партии локальных источников гамма-излучения, а также проводят выборочную проверку отсутствия загрязнения альфа- и бета-активными радионуклидами. На втором этапе определяют ММЭД на поверхности полностью загруженного металлоломом и подготовленного к отправке транспортного средства. Проведение второго этапа радиационного контроля металлолома, подготовленного для реализации, обязательно для партий металлолома, направляемых на экспорт либо следующих транзитом через территорию Российской Федерации, а также в случае, когда при проведении первого этапа радиационного контроля данной партии металлолома обнаружено превышение над природным фоном.
В постановлении судьи сделан вывод о виновности ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.26 КоАП РФ, а именно в том, что организацией перед погрузкой партии металлолома в транспортное средство не проводится радиационный контроль для проверки отсутствия локальных источников гамма-излучения, а также выборочная проверка отсутствия загрязнения альфа- и бета-активными радионуклидами.
С таким выводом судьи нельзя согласиться исходя из следующего.
Из протокола об административном правонарушении от 13 декабря 2013 года следует, что нарушение ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" требований ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 4.9, 4.10 СанПиН 2.6.1.993-00 "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома", п. 6.1, 6.3, 6.6 методических указаний МУК 2.6.1.1087-02 "Радиационный контроль металлолома" выразилось в непроведении проверки поверхностного загрязнения металлолома альфа- и бета-активными радионуклидами загруженного в транспортное средство лома черных металлов.
Между тем в соответствии с п. 6.1 МУК 2.6.1.1087-02 "Радиационный контроль металлолома" проведение радиологического контроля металлолома, загруженного в транспортное средство, обязательно для партий металлолома, направляемых на экспорт либо следующих транзитом через территорию Российской Федерации, а также в случае, когда при проведении первого этапа радиационного контроля данной партии металлолома обнаружено превышение над природным фоном.
Как было установлено в судебном заседании, металлолом, загруженный ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" в транспортное средство, на экспорт не направлялся, транзитом через территорию Российской Федерации не следовал, сведений о превышении на первом этапе над природным фоном материалы дела не содержат и доказательств этому в судебном заседании не представлено.
Непроведение радиологического контроля металлолома перед его погрузкой в транспортное средство ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении не вменялось.
При таких обстоятельствах постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах иные доводы, изложенные в жалобе генерального директора ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" Копцева Е.И., не могут повлиять на выводы судьи, рассматривающего жалобу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 5 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.26 КоАП РФ, в отношении ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь" состава административного правонарушения.
Судья Томского областного суда С.А. Воротников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.