Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Кургановой И.В.,
судей Пономаревой Е.И., Ходаковой Л.А.,
при секретаре Макаровой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 21 января 2014 года по заявлению Токарева В.В. о признании незаконным постановления Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Токарев В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отмене постановления Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N".
В обоснование заявленных требований сослался на то, что он в ДД.ММ.ГГГГ приобрел право собственности на земельный участок по адресу: "адрес". На данном земельном участке расположены принадлежащее ему на праве собственности объекты недвижимости: двухэтажное здание с жилыми помещениями, два строения гаражей литер Г3 и Г4. Его земельный участок сформирован на основании Схемы расположения земельного участка на кадастровой карте, утвержденной постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N.
В ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно о том, что постановлением Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N постановление N от ДД.ММ.ГГГГ года, которым утверждена Схема расположения земельного участка, отменено. Основанием для отмены стала служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ N, в которой содержатся данные о якобы допущенной при формировании земельного участка кадастровой ошибке.
По мнению заявителя, постановление Администрации N от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, нарушает его права, так как Схема расположения участка содержит именно те сведения, которые индивидуально определяют его имущество и гарантируют его права собственника в соответствии с действующим законодательством. Отмена постановления, которым была утверждена Схема расположения земельного участка, привела к невозможности определения уникальных характеристик участка на местности, невозможности владения и распоряжения землей.
Просил суд признать незаконным постановление администрации г. Тулы N от ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании заявитель Токарев В.В. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель Администрации города Тулы по доверенности Паршутина Н.В., требования Токарева В.В. не признала, полагала, что постановление N от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с действующим законодательством. В обоснование своих доводов сослалась на то, что до принятия постановления была проведена проверка, в ходе которой была выявлена ошибка, что и послужило основанием для отмены постановления N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Агапкина Ю.А. просила суд рассмотреть заявление Токарева В.В. в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы по доверенности Серегина Т.А. полагала заявление Токарева В.В. не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемое им постановление принято в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица Министерства образования Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Решением Центрального районного суда г. Тулы от 21 января 2014 года постановление Администрации города Тулы N от ДД.ММ.ГГГГ "Об отмене постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N" признано незаконным.
В апелляционной жалобе Администрация города Тулы просит отменить решение Центрального районного суда г. Тулы от 21 января 2014 года, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм процессуального права, и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Токарева В.В.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей Администрации города Тулы, Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, Управления по административно-техническому надзору Администрации г. Тулы, Министерства образования Тульской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав возражения Токарева В.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявления Токарева В.В.
Этот вывод мотивирован в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, отнесены коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 г. указано, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ управлением по административно-техническому надзору Администрации города Тулы по заданию территориального управления Администрации Центрального района г. Тулы была проведена проверка использования Токаревым В.В. земельного участка по адресу: "адрес", в ходе которой было выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в использовании Токаревым В.В. участка площадью 943,14 кв.м. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Токареву В.В. вручено предписание от ДД.ММ.ГГГГ N на представление оформленной в установленном порядке правоустанавливающей документации на землю.
Токарев В.В. обратился в МУП МО г. Тулы Тульский городской центр градостроительства и землеустройства для оформления документов на земельный участок с целью его выкупа.
Действие предписания в связи с представленными Токаревым В.В. документами о принятых мерах по оформлению земельного участка по вышеуказанному адресу было продлено до ДД.ММ.ГГГГ года.
Токарев В.В. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о выкупе данного земельного участка после его формирования.
Как установлено пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Схема расположения земельного участка для Токарева В.В. была подготовлена специализированной организацией МУП Тульский городской центр градостроительства и землеустройства.
Как следует из пояснительной записки к Схеме расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, местоположение земельного участка: "адрес", лит. Г3, Г4, площадь - 1466 кв. метров. При составлении схемы использованы документы о проектируемом участке и об объектах капитального строительства на этом участке и на смежных с ним участках. Данная схема согласована Управлением градостроительства и архитектуры Администрации города Тулы за N ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Тулы вынесено постановление N, которым утверждена Схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Сведения о земельном участке, границы которого сформированы и утверждены постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N, внесены в Государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ г., участку присвоен кадастровый номер N, что следует из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и Токаревым В.В. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Запись о регистрации права собственности заявителя внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, о чем Токареву В.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права серии N.
ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации г. Тулы вынесено постановление N, которым отменено постановление администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: "адрес"".
Из содержания постановления от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что, что оно принято во исполнение служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ N и в связи с допущенной кадастровой ошибкой при формировании земельного участка площадью 1466 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес".
Администрацией г. Тулы представлены в суд документы, из содержания которых следует, что первым заместителем главы администрации города М.Р.Л. при согласовании с руководителем аппарата администрации города Х.Н.Н. проведена проверка, в ходе которой установлено, что при подготовке схемы расположения границ земельного участка по адресу: "адрес", на кадастровой карте (плане) территории N ДД.ММ.ГГГГ была совершена кадастровая ошибка.
В связи с данной ошибкой рекомендовано управлению градостроительства и архитектуры Администрации города Тулы отозвать согласование схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: "адрес", идентификационный номер N ДД.ММ.ГГГГ; постановление администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: "адрес"" отменить.
Принимая решение об отмене постановления Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отмене постановления администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что порядок оформления Схемы земельного участка в отношении земельного участка по адресу: "адрес", нарушен не был и соответствовал утвержденному главой Администрации г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ за N Порядку утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории.
Доказательств обратному Администрацией города Тула суду не представлено, также как и доказательств наличия кадастровой ошибки при подготовке схемы расположения границ земельного участка на кадастровой карте (плане) территории N ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" технической ошибкой в государственном кадастре недвижимости является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 2 ст. 28 названного Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или представления в орган кадастрового учета, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, от любого лица заявления о такой ошибке в форме, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Орган кадастрового учета в случае представления этого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку либо принять решение об отклонении этого заявления с обоснованием причин отклонения, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
Пунктом 45 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 февраля 2010 года N 42, предусмотрено, что основанием для исправления технической ошибки в случае обнаружения ее заинтересованным лицом является представление заявления об исправлении такой ошибки и необходимых для исправления ошибки документов.
Таким образом, исправление ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости предполагает определенный порядок, предусмотренный вышеуказанным Федеральным законом, в то время как сведений о принятии Администрацией г. Тулы соответствующих решений в установленном законом порядке, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что предусмотренных законом оснований для отмены постановления Администрации города Тулы N от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: "адрес"", не имелось.
Выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований Токарева В.В. о признании постановления Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отмене постановления Администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ N" незаконным, мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Тулы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в непривлечении к участию в деле органа, осуществляющего кадастровый учет, основанием к отмене решения суда с учетом характера рассмотренного дела являться не может.
По приведенным мотивам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Администрации города Тулы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 21 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Тулы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.