Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Скрябине И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Чиненовой Н.В. на постановление N от 16 декабря 2013 года отдела надзорной деятельности по Центральному району г.Тулы и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 17 марта 2014 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
16 декабря 2013 года постановлением N, вынесенным старшим инспектором ОНД по Центральному району г.Тулы Фадеевым Е.Н., Чиненова Н.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, а именно: она, являясь и.о.директора МБОУ Средняя общеобразовательная школа N31 им.В.П.Храмченко, 12 декабря 2013 года в 15 часов 30 минут, в помещениях, закрепленных на праве собственности за МБОУ Средняя общеобразовательная школа N31 им.В.П.Храмченко, расположенных по адресу: "адрес", нарушила п.478 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N390 от 25 апреля 2012 года: не обеспечила исправность огнетушителя в актовом зале, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Чиненова Н.В. обратилась в Центральный районный суд г.Тулы с жалобой.
Решением судьи Центрального районного суда г.Тулы от 17 марта 2014 года постановление N от 16 декабря 2013 года о привлечении Чиненовой Н.В. к административной ответственности по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ и назначении ей наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, Чиненова Н.В. просит постановление N от 16 декабря 2013 года отдела надзорной деятельности по Центральному району г.Тулы и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 17 марта 2014 года по делу об административном правонарушении отменить, как незаконные и необоснованные.
16 декабря 2013 года постановлением N, вынесенным старшим инспектором ОНД по Центральному району г.Тулы Фадеевым Е.Н., Чиненова Н.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, а именно: она, являясь и.о.директора МБОУ Средняя общеобразовательная школа N31 им.В.П.Храмченко, 12 декабря 2013 года в 15 часов 30 минут, в помещениях, закрепленных на праве собственности за МБОУ Средняя общеобразовательная школа N31 им.В.П.Храмченко, расположенных по адресу: "адрес", нарушила п.п.33, 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N390 от 25 апреля 2012 года: не обеспечила соблюдение проектных решений при эксплуатации эвакуационных путей и выхода в актовом зале нормативным документам по пожарной безопасности ( в том числе по освещенности и по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности)-второй эвакуационный выход; не обеспечила возможность свободного открывания изнутри без ключа запоров на дверях эвакуационных выходов в актовом зале (второй выход); и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Чиненова Н.В. обратилась в Центральный районный суд г.Тулы с жалобой.
Решением судьи Центрального районного суда г.Тулы от 17 марта 2014 года постановление N от 16 декабря 2013 года о привлечении Чиненовой Н.В. к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ и назначении ей наказания в виде штрафа в размере " ... " рублей оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, Чиненова Н.В. просит постановление N от 16 декабря 2013 года отдела надзорной деятельности по Центральному району г.Тулы и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 17 марта 2014 года по делу об административном правонарушении отменить, как незаконные и необоснованные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Чиненовой Н.В. по доверенности Глазкова А.А., возражения представителя отдела надзорной деятельности по Центральному району г.Тулы в лице заместителя начальника Савчука В.И., судья приходит к следующему.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. (ч.3 ст.20.4 КоАП РФ).
В соответствии с ч.4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ст.2.4 КоАП РФ определено: административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации").
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на должностное лицо-руководителя организации.
В силу п.33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390 "О противопожарном режиме" при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
В соответствии с п.35 Правил запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Пункт 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N390 "О противопожарном режиме" определяет: руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Как установлено должностным лицом, судьей районного суда и следует из материалов дела, Чиненова Н.В., являясь и.о.директора МБОУ Средняя общеобразовательная школа N31 им.В.П.Храмченко, 12 декабря 2013 года в 15 часов 30 минут, в помещениях, закрепленных на праве собственности за МБОУ Средняя общеобразовательная школа N31 им.В.П.Храмченко, расположенных по адресу: "адрес", нарушила п.478 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N390 от 25 апреля 2012 года: не обеспечила исправность огнетушителя в актовом зале.
Данные обстоятельства подтверждаются, имеющимися в материалах дела, доказательствами, в частности: актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N от 12 декабря 2014 года; предписанием N об устранении нарушений требований пожарной безопасности; протоколом об административном правонарушении N от 13 декабря 2014 года.
Кроме того должностным лицом, судьей районного суда и следует из материалов дела, Чиненова Н.В., являясь и.о.директора МБОУ Средняя общеобразовательная школа N им.В.П.Храмченко, 12 декабря 2013 года в 15 часов 30 минут, в помещениях, закрепленных на праве собственности за МБОУ Средняя общеобразовательная школа N31 им.В.П.Храмченко, расположенных по адресу: "адрес", нарушила п.п.33, 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N390 от 25 апреля 2012 года: не обеспечила соблюдение проектных решений при эксплуатации эвакуационных путей и выхода в актовом зале нормативным документам по пожарной безопасности ( в том числе по освещенности и по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности)-второй эвакуационный выход; не обеспечила возможность свободного открывания изнутри без ключа запоров на дверях эвакуационных выходов в актовом зале (второй выход).
Данные обстоятельства подтверждаются, имеющимися в материалах дела, доказательствами, в частности: актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N от 12 декабря 2014 года; предписанием N об устранении нарушений требований пожарной безопасности; протоколом об административном правонарушении N от 13 декабря 2014 года.
Указанные доказательства были получены в соответствии с действующим законодательством, каких-либо нарушений закона при их получении допущено не было, в связи с чем отсутствуют основания для признания данных доказательств недопустимыми.
Таким образом, установив факт наличия со стороны и.о.директора МБОУ Средняя общеобразовательная школа N31 им.В.П.Храмченко нарушений требований пожарной безопасности, должностное лицо и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что вина Чиненовой Н.В. в совершении правонарушений, предусмотренных ч.3 и ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, нашла свое полное подтверждение.
Доводы жалобы о том, что Чиненова Н.В. неправомерно привлечена к административной ответственности, поскольку не присутствовала при проведении проверки со стороны должностных лиц пожарного надзора, суд находит несостоятельным, поскольку опровергается актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N от 12 декабря 2014 года, подписанным Чиненовой Н.В. собственноручно.
Ссылка в жалобе Чиненовой Н.В. на нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, установленных ст.28.5 КоАП РФ, является безосновательной.
Часть 1 ст.28.5 КоАП РФ определяет: протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Однако, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. (ч.2 ст.28.5 КоАП РФ)
Акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N от 12 декабря 2014 года подписан Чиненовой Н.В. 13 декабря 2013 года и в тот же день в отношении нее был составлены протоколы об административном правонарушении. Изложенное свидетельствует о соблюдении должностным лицом процессуальных сроков, установленных положениями ст.28.5 КоАП РФ.
Обстоятельство надлежащего извещения Чиненовой Н.В. о времени и месте рассмотрения настоящего дела и разъяснения ей процессуальных прав и обязанностей подтверждено протоколом об административном правонарушении N от 13 декабря 2014 года, с содержанием которого она ознакомлена под роспись и его копия была ей вручена должностным лицом. Изложенное опровергает ссылку Чиненовой Н.В. на нарушение должностным лицом положений ст.29.7 КоАП РФ в части касающейся ее извещения о времени и месте судебного заседания.
Ссылка Чиненовой Н.В. на то, что ей при составлении протокола об административном правонарушении не были разъяснены положения ст.51 Конституции РФ не может служить основанием для признания его недопустимым доказательством, поскольку объяснений против самой себя она по существу совершенных правонарушений не давала.
В силу положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, что правонарушение Чиненовой Н.В. совершено 12 декабря 2013 года, а привлечена она к административной ответственности на основании соответствующего постановления должностного лица 16 декабря 2013 года. По изложенным основаниям сроки давности привлечения Чиненовой Н.В. к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, соблюдены, и оснований для прекращения производства по делу у суда не имеется.
Нарушение процессуальных сроков, установленных в ст.30.5 КоАП РФ не может являться основанием для прекращения производства по делу на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
По изложенным основаниям довод жалобы Чиненовой Н.В. о нарушении сроков привлечения ее к административной ответственности суд находит несостоятельным.
Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В силу положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Из материалов дела следует, что в результате проверки деятельности и.о.директора МБОУ Средняя общеобразовательная школа N31 им.В.П.Храмченкогосударственными инспекторами отдела надзорной деятельности по Центральному району г.Тулы были выявлены совершенные путем одного акта бездействия нарушения требований пожарной безопасности, невыполнение которых образует составы административных правонарушений, предусмотренных ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, дела о которых подведомственны одному должностному лицу, и зафиксированы в одном акте проверки.
Следовательно, Чиненова Н.В., совершив одни актом бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, подлежала привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, - в соответствии с санкцией ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановления от 16 декабря 2013 года N и N отдела надзорной деятельности по Центральному району г.Тулы и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 17 марта 2014 года, вынесенных в отношении Чиненовой Н.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, изменить и назначить Чиненовой Н.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
В остальной части указанные постановления и решения оставить без изменения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.