Решение Тульского областного суда от 14 апреля 2014 г.
(Извлечение)
Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Скрябине И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Энергокор-Агро"генерального директора Арсенюк Ю.Ф. на постановление судьи Центрального районного суда г.Тулы от 31 марта 2014 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
получив 12 февраля 2014 года сообщение из Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области N о нарушении требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов" при размещении и хранении отходов на полигоне, эксплуатируемом ООО "Энергокор-Агро" ( "адрес"), заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области Денисов А.В. вынес определение от 14 февраля 2014 года N о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
24 марта 2014 года по окончании административного расследования, Управлением Роспотребнадзора по Тульской области в отношении ООО "Энергокор-Агро" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, за нарушение ст.ст.11, 20, 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.11 Федерального закона N89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления"; п.п.1.2, 4.4, 5.1, 5.3, 6.7, 6.8, 6.9 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов", выявленных при проведении проверки 19 февраля 2014 года в 12 часов 00 минут.
Постановлением судьи Центрального районного суда г.Тулы от 31 марта 2014 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, ООО "Энергокор-Агро" назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: "адрес", сроком на 60 суток, которое постановлено исчислять с 14 часов 30 минут 24 марта 2014 года.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, законный представитель ООО "Энергокор-Агро" генеральный директор Арсенюк Ю.Ф.просит постановление судьи отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ООО "Энергокор-Агро"по доверенности Мареичева И.А., возражения представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области по доверенностям Карпуничкиной Л.В. и Целовальниковой Н.А., судья приходит к следующему.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу п.1 и 2 ст.20 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. (п.1 и 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения")
Согласно п.1 ст.22Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу абзацев 1,2 ст.11 указанного Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N554 введены в действие санитарные правила"Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года, которые являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. (п.1.2)
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 12 февраля 2014 года из Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в Управление Роспотребнадзора по Тульской области поступило сообщение N о нарушении требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов" при размещении и хранении отходов на полигоне, эксплуатируемом ООО "Энергокор-Агро" ( "адрес"), по которому было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, и проверкой установлено: 19 февраля 2014 года в 12 часов 00 минутООО "Энергокор-Агро" (юридический адрес: "адрес") при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов по адресу: "адрес", не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования при размещении отходов производства и потребления, а именно: складирование твердых бытовых отходов допускалось вне рабочей карты полигона; уставлен факт загрязнения территории по обеим сторонам подъездных путей твердыми бытовыми отходами, не организована их тщательная уборка и очистка. Ограждение полигона, или заменяющие его осушительная траншея, или вал предусмотрено не по всему периметру. Отсутствуют переносные сетчатые ограждения у мест разгрузки и складирования твердых бытовых отходов. Перечень исследуемых показателей, определенных планом-графиком производственного контроля за состоянием окружающий среды на полигоне твердых бытовых отходов, не в полном объеме соответствует требованием санитарных правил.Экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" N от 19 марта 2014 года, протокол лабораторных исследований испытаний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" N от 14 марта 2014 года, указали, что в отобранной 26 февраля 2014 года в 12 часов 00 минут пробе почвы N в месте складирования композиции известково-гипсовой (КИГ) на территории полигона ТБО, эксплуатируемого ООО "Энергокор-Агро", по адресу: "адрес", зарегистрировано превышение установленных ГН 2.1.7.2041-06 предельно-допустимых концентраций химических веществ в почве по содержанию свинца (I класс опасности) в 4,7 раз и установленных ГН 2.1.7.2511-09 ориентировочно-допустимых концентраций химических веществ в почве по содержанию цинка (I класс опасности) в 1,6 раз и меди (II класс опасности) в 1,3 раза.Установленные обстоятельства противоречат требованиям ст.ст.11, 20, 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.11 Федерального закона N89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления"; п.п.1.2, 4.4, 5.1, 5.3, 6.7, 6.8, 6.9 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов".
Вина юридического лица, в совершении вмененного ему административного правонарушения в полном объеме подтверждается материалами дела, а именно: сообщением от 12 февраля 2014 года из Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 февраля 2014 года N; письмом вызовом от 24 марта 2014 года; протоколом об административном правонарушении от 24 марта 2014 года N; протоколом о временном запрете деятельности от 24 марта 2014 года N; протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19 февраля 2014 года и от 26 февраля 2014 года; протоколом о взятии проб и образцов от 26 февраля 2014 года;определением о назначении экспертизы от 18 февраля 2014 года; экспертным заключением N от 19 марта 2014 года по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы; свидетельствами о государственной регистрации юридического лица и о постановке на налоговый учет ООО "Энергокор-Агро"; Уставом ООО "Энергокор-Агро"; санитарно-эпидемиологическим заключением от 10 сентября 2012 года; лицензией от 4 октября 2012 года; договором от 24 декабря 2012 года и другими письменными документами.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, проверив их на предмет относимости, допустимости, достоверности, судья районного суда пришел к правильному выводу об установлении вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что в случае продолжения эксплуатации указанного полигона с выявленными нарушениями, создается реальная опасность для жизни и здоровья граждан, причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, судья районного суда обоснованно в соответствии с санкцией ст.8.2 КоАП РФ и с учетом положений ст.ст.3.12, 4.1 КоАП РФ назначил административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации городской свалкисроком на 60 суток. По изложенным основаниям суд находит несостоятельной ссылку в жалобе на возможность применения к юридическому лицу менее строгого наказания.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Части 1 и 3 ст.25.15 КоАП РФ определяют: лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Часть 4 ст.25.15 КоАП РФ допускает исключение из правил, изложенных выше, а именно: если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункт 6Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 (в редакции от 19 декабря 2013 года) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", что в целях соблюдения установленных ст.29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N343.
Протокол об административном правонарушении N от 24 марта 2014 года указывает, что юридическим адресом ООО "Энергокор-Агро" является: "адрес", а фактически оно расположено по адресу: "адрес".
Присутствовавший при его составлении протокола об административном правонарушении представитель ООО "Энергокор-Агро" по доверенности Букреев С.В. не оспаривал адреса места нахождения юридического лица, зафиксированные в указанном процессуальном документе. (л.д.6-9)
Во исполнении требований ст.25.15 КоАП РФ судьей Центрального районного суда г.Тулы направлена телеграмма по указанным выше адресам. (л.д.77)
На указанное извещение поступило сообщение, что по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении: "адрес", ООО "Энергокор-Агро" отсутствует.
Приняв во внимание изложенное, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о надлежащем извещении ООО "Энергокор-Агро" о времени и местесудебного рассмотрения, разрешив его по существу. Суд находит довод жалобы законного представителя ООО "Энергокор-Агро" генерального директора Арсенюк Ю.Ф.несостоятельным и неподлежащим удовлетворению.
Другие доводы в жалобе направлены на иное толкование закона, на субъективную оценку обстоятельств дела и представленных доказательств и не содержат правовых аргументов, опровергающих вывод судьи районного суда о совершении ООО "Энергокор-Агро"указанного правонарушения и его виновности, в связи с чем подлежат отклонению, как несостоятельные.
Каких-либо существенных нарушений требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей районного суда допущено не было.
Оснований к отмене вынесенного по делу постановления и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Центрального районного суда г.Тулы от 31 марта 2014 года оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Энергокор-Агро" генерального директора Арсенюк Ю.Ф.без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.