Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Колчеданцеве В.А.
с участием прокурора Козыревой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента социального развития Тюменской области на решение Уватского районного суда г. Тюмени от 23 декабря 2013 г., которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Уватского района Тюменской области в интересах Исхаковой Н.А. удовлетворить полностью.
Возложить на Департамент социального развития Тюменской области обязанность выделить Исхаковой Н.А. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями на основании ее заявления от 20 ноября 2012 года в срок не позднее двух месяцев со дня вступлении решения суда в законную силу.
Возложить на Автономное учреждение "Комплексный центр социальной защиты населения Уватского муниципального района" обязанность выдать Исхаковой Н.А. выделенную Департаментом социального развития Тюменской области путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями на основании ее заявления от 20 ноября 2012 года.
Признать отказ Управления социальной защиты населения Уватского района Тюменской области от 26 июня 2013 года в постановке Исхаковой Н.А. на учет на санаторно-курортное лечение по заявлению от 11 июня 2013 года незаконным.
Возложить на Управление социальной защиты населения Уватского района Тюменской области обязанность поставить Исхакову Н.А. на учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном или амбулаторно-курортном лечении в 2013 году".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя ответчика департамента социального развития " ... " Сутягиной Е.Н., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Исхаковой Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Козыревой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Уватского района Тюменской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав Исхаковой Н.А. к департаменту социального развития Тюменской области, управлению социальной защиты населения Уватского района (далее по тексту УСЗН Уватского района), автономному учреждению "Комплексный центр социального обслуживания населения Уватского муниципального района" (далее по тексту - АУ "КЦСОН Уватского муниципального района"), просил возложить на департамент социального развития Тюменской области обязанность выделить Исхаковой Н.А. путевку на санаторно-курортное лечение в срок не позднее двух месяцев со дня вступлении решения суда в законную силу, возложить на АУ "КЦСОН Уватского муниципального района" обязанность выдать Исхаковой Н.А. выделенную департаментом социального развития Тюменской области путевку на санаторно-курортное лечение, признать незаконным отказ УСЗН Уватского района в постановке Исхаковой Н.А. на учёт на санаторно-курортное лечение, возложить на УСЗН Уватского района обязанность поставить Исхакову Н.А. на учёт граждан, нуждающихся в санаторно-курортном или амбулаторно-курортном лечении в 2013 году.
Требования были мотивированы тем, что истец как инвалид второй группы имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Исхакова Н.А. обращалась с заявлением о предоставлении такой путевки за 2012 год, прилагая необходимые документы, однако до настоящего времени путевка ей не предоставлена. В июне 2013 г. Исхакова Н.А. обратилась в УСЗН Уватского района с заявлением о постановке её на учёт по обеспечению санаторно-курортной путевкой на 2013 год, в чём ей было отказано по причине наличия ранее поданного в 2012 году заявления.
Прокурор, истец Исхакова Н.А. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика департамента социального развития Тюменской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в материалы дела письменные возражения относительно исковых требований, в которых просил в иске отказать, ссылаясь на то, что обеспечение граждан санаторно-курортными путевками является расходным обязательством Российской Федерации, осуществляется в хронологической последовательности с даты подачи заявления в рамках средств, поступивших из федерального бюджета. Полагал правомерным отказ в постановке Исхаковой Н.А. на учет лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2013 году, по причине наличия ранее поданного ею в 2012 году заявления.
Представитель УСЗН Уватского района Захарова О.В., представитель АУ "КЦСОН Уватского муниципального района" Пеплер П.В., действовавшие на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились по доводам, аналогичным изложенным в письменных возражениях департамента социального развития Тюменской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик департамент социального развития Тюменской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает, что судом не были приняты во внимание положения федеральных и региональных нормативных правовых актов, из которых следует, что обеспечение граждан санаторно-курортным лечением ограничено объемом средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели. Ссылается на то, что не снимет с себя обязательства по предоставлению Исхаковой Н.А. социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, однако, обеспечение истца путевкой должно осуществляться в порядке очередности. Указывает на то, что возникновение очереди на получение социальных услуг обусловлено несоответствием средств, выделяемых из федерального бюджета на санаторно-курортное лечение граждан, фактической нуждаемости в предоставлении данной меры социальной поддержки. Полагает, что предоставление истцу путевки без учета очередности повлечет за собой нарушение прав других инвалидов, обратившихся с соответствующими заявлениями ранее. Обращает внимание на то, что содержащееся в решении суда требование о предоставлении истцу путевки не позднее двух месяцев со дня вступления решения в силу с учетом времени, необходимого для проведения процедуры предоставления субвенций из федерального бюджета в бюджет Тюменской области и отбора поставщика услуг, невыполнимо.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор, истец Исхакова Н.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из принципа диспозитивности и в соответствии с ч. 1 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно неё.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно неё, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решении суда.
Как следует из дела, Исхакова Н.А. является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена бессрочно (л.д. 10).
Филиалом N 16 ФКУ главное бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области для Исхаковой Н.А. была составлена индивидуальная программа реабилитации инвалида от 18 января 2012 г., включающая ряд мероприятий медицинской реабилитации, в том числе санаторно-курортное лечение (л.д. 11-14).
В соответствии с абзацем 2 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", инвалиды включены в перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со статьей 6.2 указанного закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно части 2 статьи 6.3 этого же закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является один год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В целях реализации положений федерального законодательства было принято постановление Правительства Тюменской области от 30 декабря 2010 года N 394-П, которым утверждено Положение о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, включенным в Федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Указанным Положением не установлено иных сроков предоставления социальных услуг, отличных от предусмотренных федеральным законодательством.
Исхакова Н.В. в 2012 году обратилась в АУ "КЦСОН Уватского муниципального района" с заявлением об обеспечении санаторно-курортной путевкой в 2012 году, представив справку из лечебно-профилактического учреждения для получения путевки (л.д. 20, 21). Однако путевкой Исхакова Н.В. обеспечена не была, что ответчики не отрицали.
11 июня 2013 г. Исхакова Н.В. вновь подала заявление в Управление социальной защиты населения Уватского района Тюменской области об обеспечении санаторно-курортной путевкой с приложением необходимых документов, в чём ей было отказано (л.д. 22, 23).
Доводов о незаконности решения суда в части признания отказа Управления социальной защиты населения Уватского района Тюменской области в постановке Исхаковой Н.А. на учёт на санаторно-курортное лечение по заявлению от 11 июня 2013 года, возложения на Управление социальной защиты населения Уватского района Тюменской области обязанности поставить Исхакову Н.А. на учёт граждан, нуждающихся в санаторно-курортном или амбулаторно-курортном лечении в 2013 году, в апелляционной жалобе департаментом социального развития Тюменской области не приведено, Управлением социальной защиты населения Уватского района Тюменской области решение суда не обжаловано, в связи с чем, оснований для проверки его законности и обоснованности в указанной части у судебной коллегии не имеется.
Разрешая спор о предоставлении истцу путёвки, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Исхакова Н.В. приобрела право на получение социальной услуги в виде ежегодного обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение.
Принимая решение об обязательстве ответчиков предоставить Исхаковой Н.В. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2012 год, суд пришёл к выводу, что не обеспечение истца путёвкой противоречит закону, поскольку инвалиду не может быть отказано в предоставлении гарантированной государством социальной помощи в виде обеспечения путёвкой по причине отсутствия финансирования или наличия очередности, на что ссылались ответчики в обоснование возражений против иска.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2) и гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), одновременно относит вопросы социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72). По вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Санаторно-курортное лечение относится к числу основных направлений реабилитации инвалидов (преамбула, статьи 1 и 9).
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах. Санаторно-курортное лечение направлено на: активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления; восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации. Порядок организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 3, 4, 5 статьи 40 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу предписаний Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", устанавливающего правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам иным категориям граждан, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, входит в состав набора предоставляемых инвалидам социальных услуг (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона).
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (часть 5 статьи 6.3 в редакции, действовавшей в спорный период).
Впоследствии во исполнение поручения федерального законодателя приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (в том числе в части обеспечения санаторно-курортным лечением).
Согласно данному Порядку организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3.3 Порядка). Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке (пункт 3.4 Порядка). При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка). Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8). Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (пункт 3.9 Порядка). Граждане после получения санаторно-курортной путевки, но не ранее чем за 2 месяца до начала срока ее действия, обязаны получить санаторно-курортную карту в лечебно-профилактическом учреждении, выдавшем справку для получения путевки (пункт 3.10). Граждане в случае отказа от санаторно-курортной путевки обязаны возвратить ее в территориальный орган Фонда или орган социальной защиты населения, а также уполномоченный орган по месту жительства, выдавший санаторно-курортную путевку, не позднее 7 дней до начала срока ее действия (пункт 3.13).
Как видно из приведенных норм федерального законодательства, условиями предоставления путевки на санаторно-курортное лечение являются обращение с заявлением лица, имеющего право на ее получение, и наличие медицинских документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Ограничение же предоставления путёвок очередностью или объёмом финансирования данными нормами не предусмотрено. Из анализа законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует также, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в регионе его проживания иных лиц, нуждающихся в таком лечении.
Учет права граждан на получение указанной услуги, осуществляемый по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты, по общему смыслу закона введен не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а направлен на формирование необходимой информации о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи (страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страховании; фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у лица при рождении; дата рождения; пол; адрес места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; дата включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; категория, к которой относится гражданин; реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории, иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации) с целью обеспечения реализации права граждан на получение набора социальных услуг в сроки, предусмотренные законом; исключения возможности предоставления социальной государственной услуги лицам, не относящимся к категориям граждан, перечисленным в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг, в том числе адресного использования бюджетных средств (статья 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Тюменской области о передаче Правительству Тюменской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (л.д. 28 - 42) не отменяет и не изменяет установленного федеральными органами государственной власти Порядка предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и не предоставляет органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации права устанавливать условия предоставления указанной меры социальной защиты. Напротив, по смыслу названного Соглашения Правительству Тюменской области переданы полномочия процедурного характера. При этом указанные полномочия осуществляются Правительством Тюменской области с учетом Порядка, утвержденного Министерством (п. 1.3 ст. 2).
Таким образом, по смыслу вышеприведённых норм права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году и без каких-либо условий. При этом ответчики не могут быть освобождены от исполнения обязанности по предоставлению путёвки, в том числе и по истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение в срок государством своих обязанностей не влечёт возможность лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Установленный Правительством Тюменской области порядок предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, при котором её получение гражданином, имеющим право на данную государственную услугу, поставлено в зависимость от очередности постановки его на учет граждан на получение социальных услуг и, как следствие, введено дополнительное, не предусмотренное федеральным законодательством условие механизма реализации права на получение бесплатного санаторно-курортного лечения, допускающее решение данного вопроса с длительными, более года, временными задержками и тем самым снижающее уровень правовых гарантий инвалидов на получение при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в период, указанный Федеральным законом, обоснованно не был применен судом первой инстанции при разрешении спора.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку в целом сводятся к изложению правовой позиции ответчика, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в постановленном судом по делу решении.
Довод апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда в части предоставления истцу путёвки именно в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу судебной коллегией отклоняется, так как установление срока исполнения обязанности, возложенной на ответчика решением суда, не противоречит требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и допускается его 204 статьей, при этом, объективных данных о недостаточности установленного судом срока для обеспечения истца путёвкой в деле нет. При наличии же причин, не позволяющих исполнить решение суда в установленный судом срок, ответчик не лишён возможности на стадии исполнения решения суда поставить вопрос об отсрочке его исполнения в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судом первой инстанции правильно и полно определены юридически значимые для дела обстоятельства, дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уватского районного суда Тюменской области от 23 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента социального развития Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.