Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Немчиновой Н.В.
судей
Ревякина А.В., Глушко А.Р.
при секретаре
Безгубенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе В.Л. в лице её представителя П. на решение Викуловского районного суда Тюменской области от 26 декабря 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований В.Л. к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и администрации Викуловского муниципального района о признании незаконными действий филиала по Тюменской области об отказе в осуществлении кадастрового учета - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.Л. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области) о признании незаконными действий об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Иск мотивирует тем, что " ... " представителем истицы П. были сданы документы в Межрайонный отдел N4 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области (Викуловский район) о постановке на кадастровый учет земельного участка с адресным описанием: " ... " общей площадью " ... " га. Решением " ... " от " ... ". филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области было отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка. Основанием для вынесения решения об отказе явилось то, что площадь выделяемого в счёт земельных долей земельного участка меньше минимально допустимой. Не соглашаясь с указанным решением истица ссылается на абзац 2 ч.1 ст.2 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования", устанавливающий минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченного со всех сторон землями других категорий или ранее представленными земельными участками, устанавливается равным его фактическому размеру. Выделяемый в счет земельных долей земельный участок имеет площадь " ... " га. При этом он со всех сторон окружен землями иных категорий - лесом. Данный факт был выявлен кадастровым инженером ООО " ... " Е. при проведении кадастровых работ и нашел свое отражение в представленном для постановки на кадастровый учет земельного участка межевом плане. Указывает, что при вынесении обжалуемого решения ответчиком не учтено требование п.1 ст.4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ч.1 ст.2 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования". Межевой план, представленный для постановки земельного участка на кадастровый учет, на титульном листе в разделе 2 "Цель кадастровых работ" напрямую указывает, что целью кадастровых работ является: образование одного земельного участка путем выдела в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности из земель колхоза "Восход" для ведения личного подсобного хозяйства. Учитывая, что ответчик других оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка не выявил, а указанное в Решении " ... " от " ... " филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по " ... " основание противоречит законодательству, считает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области обязано осуществить постановку на кадастровый учет указанного земельного участка. Считает, что действиями ответчика нарушены права и законные интересы истицы, которая не может в установленные законом сроки оформить право собственности на земельный участок в регистрирующем органе и воспользоваться правом пользования этим земельным участком. Истица просит признать Решение " ... " от " ... " филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области незаконным, и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с адресным описанием: " ... ", общей площадью " ... " га, на основании Межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ООО " ... " Е. " ... "., регистрационный номер органа кадастрового учета " ... " от " ... ".
Истица В.Л. в судебное заседание не явилась, ее представитель П. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал о несогласии с иском, ссылаясь на то, что решение " ... " от " ... " филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области, принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, права истицы органом кадастрового учета не нарушены.
Представитель привлеченного судом в качестве ответчика Администрации Викуловского муниципального района в судебное заседание не явился.
Привлеченные судом к участию в деле третьи лица В. и В.И.И. в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым истица В.Л. в апелляционной жалобе, поданной её представителем П., просит об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. Указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Приводя те же доводы, что и при обращении в суд первой инстанции, указывает, что выделяемый в счет земельных долей земельный участок площадью " ... " га, со всех сторон окружен землями иных категорий, а именно лесом, что подтверждается межевым планом, составленным кадастровым инженером ООО " ... " Е., а так же подтверждается Картографическим материалом к договорам аренды на сельхозугодия с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и собственниками земельных долей, схемой расположения земельного участка на кадастровой карте, выданной МАУ " " ... "", являющимися приложением к межевому плану, подготовленному кадастровым инженером. Вывод суда о признании данных доказательств недостаточными для установления того, чтобы считать, что земельный участок находится в окружении земель иных категорий, не мотивирован судом со ссылкой на нормы права. Указывает, что требования п.1 ст.4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ч.1 ст.2 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства. При этом выдел земельного участка из земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства не противоречит цели таких земель. Считает, что действиями ответчика нарушены права и законные интересы В.Л., которая не может в установленные законом сроки оформить право собственности на земельный участок в регистрирующем органе и воспользоваться правом пользования этим земельным участком.
На апелляционную жалобу поступили возражения от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Истица В.Л., ее представитель П., представитель ответчика администрации Викуловского муниципального района, третьи лица В., В.И.И. в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
На апелляционную жалобу поступили возражения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра по Тюменской области", в которых он полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежащими.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая В.Л. в удовлетворении заявленных требований и признавая законным решение органа кадастрового учета об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 2 Закона Тюменской области от 03 ноября 2003 года N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования", минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается равным 60 гектарам и размер образуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения указанной норме закона не соответствовал.
Указанные выводы суда являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, В.Л. является собственником земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью " ... " га, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: " ... "", что подтверждается свидетельством на право собственности на землю " ... " N " ... " от " ... ".
По ее заказу " ... " кадастровым инженером ООО " ... " Е. был изготовлен межевой план по образованию земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из земель колхоза " ... " для ведения личного подсобного хозяйства, после чего было подано заявление о постановке указанного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.
" ... " решением " ... " филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области было отказано в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости (земельного участка) на основании пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку выявлено, что размер образуемого земельного участка ( " ... ") путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не соответствует установленному законом минимальному размеру.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно ст. 13 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.
Статьёй 4 названного закона предусмотрено, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии со ст. 2 Закона Тюменской области от 03 ноября 2003 года N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения устанавливается равным 60 гектарам. Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченного со всех сторон землями других категорий или ранее предоставленными земельными участками, устанавливается равным его фактическому размеру.
Установленный минимальный размер вновь образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения позволяет сохранить целевое использование и размеры сформированных земельных участков, фермерских наделов для развития сельскохозяйственного производства и эффективных рыночных земельных отношений.
Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающего порядок проведения градостроительного зонирования территорий, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (п. 1 ч. 6 ст. 30 указанного Кодекса).
В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Как указано выше, образуемый В.Л. земельный участок в счет земельной доли, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства и имеет общую площадь " ... " га.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, с достоверностью подтверждающие изменение в установленном законом порядке вида разрешенного использования земельного участка В.Л. - для сельскохозяйственного производства, на вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с определенным видом деятельности.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, к образуемому по заявлению В.Л. земельному участку из земель сельскохозяйственного назначения, имеющему вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, подлежат применению положения ст. 2 Закона Тюменской области от 03 ноября 2003 года N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" об установлении минимального размера образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, равного именно 60 гектарам.
Каких-либо иных доказательств того, что образуемый В.Л. земельный участок с адресным описанием: " ... ", может быть предоставлен в меньшем, чем 60 га размере, с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется при обращении в Межрайонный отдел N 4 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области, представлено не было, как и не было представлено достоверных сведений о том, что выделяемый истице земельный участок ограничен со всех сторон землями других категорий или ранее предоставленными земельными участками, поставленными в установленном законом порядке на государственный кадастровый учет. Данные обстоятельства из имеющихся в межевом плане (приложениях к нему) схемы расположения земельных участков, акта согласования местоположения границы земельного участка не усматриваются.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
При таких обстоятельствах, поскольку орган кадастрового учета осуществляет постановку объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации только на основании документов о межевании (межевого плана) и документов, подтверждающих наличие особенностей состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка, поэтому орган кадастрового учета, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Законом Тюменской области от 03 ноября 2003 года N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планирования их использования", правомерно принял оспариваемое решение от 02 сентября 2013 года об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании того, что площадь земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, меньше, чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный действующим законодательством субъекта Российской Федерации.
Все обстоятельства дела, являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, а доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом рассмотрения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Викуловского районного суда Тюменской области от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.