Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.
судей Немчиновой Н.В., Левиной Н.В.
при секретаре Безгубенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов УФССП по Тюменской области М.Э.В. на решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от
26 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Заявление Администрации Ялуторовского района Тюменской области -удовлетворить.
Постановление судебного пристава исполнителя Ялуторовского МОСП " ... " от " ... " по исполнительному производству " ... " о взыскании с Администрации Ялуторовского района Тюменской области исполнительного сбора в размере " ... " рублей - отменить".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения представителя Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации Ялуторовского района Тюменской области Р., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявитель - Администрация Ялуторовского района Тюменской области обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава - исполнителя Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов М.Э.В. от " ... " о взыскании исполнительского сбора, мотивируя тем, что " ... " Ялуторовским районным судом Тюменской области было вынесено решение по гражданскому делу по иску Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области в интересах С. к Правительству Тюменской области о возложении обязанности обеспечить предоставление благоустроенного жилого помещения на территории Ялуторовского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., из государственного жилищного фонда Тюменской области и о возложении обязанности на Администрацию Ялуторовского муниципального района Тюменской области принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области на территории Ялуторовского района по договору социального найма, площадью не менее 18 кв. метров, и о заключении договора социального найма на такое жилое помещение, которым иск был удовлетворен в полном объеме. Указанное решение вступило в законную силу " ... ". " ... " Ялуторовским районным судом выдан исполнительный лист. " ... " судебным приставом-исполнителем Ялуторовского МОСП М.Э.В ... возбуждено исполнительное производство " ... ", в котором установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного постановления. Администрация Ялуторовского района обратилась в Ялуторовский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от " ... " указав в заявлении о невозможности его исполнения из-за отсутствия финансирования Правительства Тюменской области и отсутствия свободных жилых помещений на территории Ялуторовского района. Данное заявление определением Ялуторовского районного суда было оставлено без удовлетворения. Указанное определение было обжаловано, определением Тюменского областного суда частная жалоба Администрации Ялуторовского района оставлена без удовлетворения. " ... " судебным приставом-исполнителем Ялуторовского МОСП М.Э.В. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере " ... ". Заявитель указывает, что требования к Администрации Ялуторовского района являются вторичными, так как на основании постановления Правительства Тюменской области N 101-п от 24.04.2006 г. "О реализации полномочий в области жилищных отношений" Правительство Тюменской области выделяет жилые помещения, а Администрация Ялуторовского района издаёт постановление о представлении жилого помещения, на основании которого заключает с лицом, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор социального найма жилого помещения. В силу неисполнения своих обязательств Правительством Тюменской области по решению Ялуторовского районного суда Тюменской области " ... " от " ... " Администрация Ялуторовского района в установленный срок не смогла исполнить свои обязательства, а именно издать постановление и заключить договор социального найма по независящим от нее причинам. Просит постановление судебного пристава-исполнителя Ялуторовского МОСП М.Э.В ... от " ... " о взыскании исполнительского сбора в размере " ... " рублей отменить.
Представитель заявителя Администрации Ялуторовского района Тюменской области А.А.В ... в судебном заседании заявление поддержал.
Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов УФССП по Тюменской области М.Э.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованные лица С., Ялуторовский межрайонный прокурор, представитель Правительства Тюменской области, представитель Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов УФССП по Тюменской области в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым судебный пристав-исполнитель Ялуторовского МОСП УФССП по Тюменской области М.Э.В. в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления. Ссылаясь на ч. 12 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", указывает, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, предоставленный для добровольного исполнения, должником не исполнены. Также указывает, что доказательств, подтверждающих, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, заявителем представлено не было, что послужило основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Ссылаясь на ч.1, ч.3 ст.37, ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" считает, что им совершены действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Реализация права должника на рассрочку исполнения возможна только после её предоставления судом. Однако заявителю отсрочка исполнения не предоставлена. Полагает несостоятельной ссылку заявителя на то, что Администрация Ялуторовского муниципального района не имеет возможности исполнить решение суда ввиду неисполнения своих обязательств Правительством Тюменской области. Полагает, что данное обстоятельство не является доказательством того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Указывает, что с даты вступления решения суда в законную силу " ... "., возбуждения исполнительного производства " ... " и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора " ... " имелось достаточно времени для исполнения решения суда. Считает, что действия судебного пристава -исполнителя соответствуют требованиям действующего законодательства.
На апелляционную жалобу поступили возражения от Ялуторовского межрайонного прокурора и Администрации Ялуторовского района Тюменской области.
Взыскатель С., представитель Правительства Тюменской области, прокурор, судебный пристав-исполнитель Ялуторовского МОСП М.Э.В ... в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление Администрации Ялуторовского района Тюменской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области М.Э.В ... о взыскании исполнительского сбора от " ... ", суд первой инстанции исходил из того, что неисполнение Администрацией Ялуторовского района решения Ялуторовского районного суда Тюменской области от " ... " связано с неисполнением, в свою очередь, Правительством Тюменской области этого же решения в части выделения жилого помещения С. При этом суд первой инстанции также указал, что решение суда исполнить не представляется возможным, поскольку для проведения процедуры предоставления жилого помещения в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Тюменской области от 05.10.2009 N 286-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области" требуются временные затраты и, как следствие, невозможность исполнения решения суда Администрацией Ялуторовского района в части принятия решения о предоставлении благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области на территории Ялуторовского района по договору социального найма, площадью не менее 18 кв. метров, и о заключении договора социального найма на такое жилое помещение.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 названного закона).
Частью 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 указанного закона).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий для исполнения требований.
Как следует из материалов дела, решением Ялуторовского районного суда Тюменской области от " ... " года, вступившим в законную силу " ... ", на администрацию Ялуторовского муниципального района Тюменской области возложена обязанность принять решение о предоставлении С. благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области на территории Ялуторовского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., а также заключить с С ... договор социального найма на такое жилое помещение.
На основании исполнительного листа серии " ... " N " ... ", выданного Ялуторовским районным судом Тюменской области " ... ", " ... " судебным приставом-исполнителем Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Мальцевым Э.В. возбуждено исполнительное производство N " ... " в отношении должника - Администрации Ялуторовского муниципального района Тюменской области. При этом должнику был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Однако в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником исполнены не были, что заявителем не оспаривается.
Учитывая, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, Администрацией Ялуторовского района Тюменской области исполнены не были, принимая во внимание и то, что доказательств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств невозможности исполнения требований исполнительного документа, Администрацией Ялуторовского района Тюменской области судебному приставу-исполнителю не представлено, поэтому в связи с несвоевременным исполнением требований вышеуказанного постановления, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения постановления от " ... " года о взыскании с Администрации Ялуторовского района Тюменской области исполнительского сбора в размере " ... " руб.
Заявителем надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми обстоятельствами и другими обстоятельствами, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требуется от него в целях надлежащего исполнения.
Обстоятельства, указанные должником в обоснование невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок (неисполнение Правительством Тюменской области своих обязательств по решению суда в части выделения жилого помещения Сидоровой А.Н.) не могут быть расценены как основания для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора исходя из положений ст. ст. 105, 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве".
Указанные обстоятельства могли служить лишь основанием для постановки перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного решения вопроса об отсрочке исполнения либо об изменении способа и порядка исполнения решения суда в порядке ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, материалами дела установлено, что Администрация Ялуторовского района Тюменской области обращалась в Ялуторовский районный суд Тюменской области с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением Ялуторовского районного суда Тюменской области от " ... " года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от " ... " года, указанное заявление Администрации Ялуторовского района Тюменской области оставлено без удовлетворения.
Более того, с даты вступления в силу определения об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда ( " ... ") до решения судебным приставом-исполнителем вопроса о взыскании исполнительского сбора ( " ... ") прошло более 1,5 месяца, однако на момент вынесения оспариваемого постановления требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены не были.
Таким образом, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые препятствия для вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется.
Учитывая изложенное судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, что в соответствии с п.п.3, 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялуторовского районного суда Тюменской области от 26 декабря 2013 года отменить и принять по делу новое решение:
"В удовлетворении заявления Администрации Ялуторовского района Тюменской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Ялуторовского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области М.Э.В. от " ... " года о взыскании исполнительского сбора - отказать".
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.