Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Никифоровой Р.Ф.,
судей Димитриевой Л.В.,
Ярадаева А.В.,
при секретаре судебного заседания Казаковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 12 ноября 2013 года по гражданскому делу по иску Портнова Н.М. к отделу социальной защиты населения Урмарского района Казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на ежемесячную денежную компенсации как члену семьи погибшего военнослужащего,
УСТАНОВИЛА:
Портнов Н.М. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Урмарского района Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее также ОСЗН Урмарского района ЧР) о признании права на предоставление мер социальной поддержки и возложении обязанности назначить ежемесячную компенсацию в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 308-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" со дня обращения за её получением, то есть с 17 апреля 2012 года и признании незаконным решения начальника ОСЗН Урмарского района ЧР об отказе в её назначении.
Требования мотивированы тем, что являясь отцом погибшего ... года военнослужащего ФИО, он обратился 17 апреля 2012 года в ОСЗН Урмарского района ЧР с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации и получал ею до 1 июля 2013 года. Решениями начальника ОСЗН Урмарского района ЧР N ... от ... года и N ... от ... года ему было отказано в признании права и назначении ежемесячной денежной компенсации со ссылкой на наличие в документах, подтверждающих гибель военнослужащего, сведений о наступление смерти сына ФИО при исполнении служебных обязанностей, что не соответствует требованиям закона. Указывая, что имеющиеся и представленные им ответчику документы подтверждают факт гибели сына при исполнении обязанностей военной службы, просил об удовлетворении его требований.
Решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от 12 ноября 2013 исковые требования Портнова Н.М. удовлетворены, судом постановлено: решение начальника ОСЗН Урмарского района ЧР N ... от ... года о прекращении выплаты Портнову Н.М. ежемесячной денежной компенсации как члену семьи погибшего военнослужащего признать незаконным и отменить его; признать за Портновым Н.М. право на ежемесячную денежную компенсацию как члену семьи погибшего военнослужащего и обязать ОСЗН Урмарского района ЧР назначить выплату указанной компенсации с 1 июля 2013 года.
На указанное решение суда Казенным учреждением Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подана жалоба, которая мотивирована тем, что судом неправильно применены нормы материального права. В жалобе указывается, что в соответствии с Законом N 306-ФЗ правом на компенсации обладают члены семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, однако представленными в деле доказательствами не подтверждается факт гибели ФИО при исполнении обязанностей военной службы.
При апелляционном рассмотрении дела судебной коллегией установлено, что судом первой инстанции к участию в деле не было привлечено Казенное учреждение "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, которое принимает решение о назначении, приостановлении, прекращении мер социальной поддержки. Принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, применительно к настоящему делу - Казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, по мнению судебной коллегии, явилось основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Поскольку ограничения, предусмотренные частью 6 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, не применимы к настоящему случаю, то судебной коллегией принято к производству изменение исковых требований Портнова Н.М о признании незаконным решения Казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" как члену семьи погибшего военнослужащего и возложении обязанности по её возобновлению с 1 июля 2013 года. Иск заявлен к Казенному учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии).
На судебном заседании истец Портнов Н.М. иск поддержал, в удовлетворении жалобы просил отказать, представитель ответчика КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии Кулыгина Е.Н. иск не признала, жалобу поддержала.
Исходя из сведений об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия не усматривает препятствий в рассмотрении дела по имеющейся явке. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 9 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее также Закон N 306-ФЗ) устанавливает, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142 ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Согласно подпункту "б" пункта 4 указанных Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с приложением ряда документов, в том числе, документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении им обязанностей военной службы.
Таким образом, одним из юридических фактов, с которыми закон связывают право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего на вышеуказанные льготы в случае, когда гибель (смерть) военнослужащего наступила при исполнении им обязанностей военной службы.
Как следует из дела истец - отец ФИО ... года рождения, погибшего в возрасте ... вследствие ... , о чем ... выдано свидетельство о смерти от ...
Выплата Портнову Н.М. ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Закон N 306-ФЗ, была приостановлена 1 июля 2013 года.
Приостанавливая выплату истцу названной ежемесячной денежной компенсации, как члену семьи погибшего военнослужащего, ответчик руководствовался тем, что в представленной справке, выданной отделом военного комиссариата ... от ... года N ... указано о смерти сына истца ... , в соответствии со справкой ... от ... года указано о гибели ФИО при исполнении служебных обязанностей, в то время как действующим законодательством предусмотрено назначение выплат в случае гибели (смерти) лица при исполнении обязанностей военной службы. Указанную позицию они подтвердили и при рассмотрении настоящего дела.
Предметом иска и апелляционного рассмотрения является оценка правомерности приостановления названной льготы, в связи с этим судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок определения причинно - следственной связи полученных в период прохождения военной службы увечий и заболеваний установлен Положением "О военно-врачебной экспертизе", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 123 от 25.02.2003 года.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения на ВВК возлагается, в том числе, определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, а также увечий, заболеваний, приведших в смерти военнослужащих.
Между тем, как следует из дела, смерть ФИО наступила ... года.
Действующее законодательство не предусматривает, что определение причинной связи между заболеванием военнослужащего и его смертью находится не только в компетенции ВВК, но также в компетенции командира войсковой части либо командующего войсками или иного органа, однако командир (начальник) определяет смерть военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы на основании материалов служебного расследования в случае гибели военнослужащего, когда дополнительного медицинского освидетельствования не требуется (боевые действия, учения, походы кораблей, несение боевого дежурства).
Таким образом, при назначении данной компенсации необходимо учитывать документы о причинной связи смерти военнослужащего с исполнением им обязанностей военной службы. Копии документов, подтверждающих гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы могут служить основанием для назначения компенсации только в случаях, когда вынесение ВВК такого заключения действующим законодательством не предусмотрено.
Из телеграммы, отправленной ... года в адрес истца командиром войсковой части ... из ... , следует, что сын ФИО погиб при исполнении в сложных погодных условиях служебных обязанностей в океане, проявив при этом смелость и мужество, оставаясь верным до конца воинскому долгу.
Представленное письменное доказательство не вызывает сомнений у судебной коллегии, поскольку имеет все реквизиты названного документа, адресовано истцу, исходит от лица, правомочного не его подачу. В связи с этим содержащаяся в телеграмме информация о гибели ФИО при исполнении им служебных обязанностей, судебная коллегия полагает установленными, что дает истцу право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с частью 9 статьи 3 Закона N 306-ФЗ.
Указанные выводы согласуются с дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции документами, из которых следует, что ФИО находился в составе членов экипажа автономного подводного крейсера " ... ", затонувшего ... года около ... , и значится в числе 16 погибших человек. Его имя увековечено на мемориальной доске, установленной в память указанных героев - подводников ...
По доводу апелляционной жалобы о несоответствии формулировки причины гибели сына истца требованиям Закона N 306-ФЗ и иным нормативным актам, а также на то, что исполнение военнослужащим служебных обязанностей не считается исполнением обязанностей военной службы, а представленные истцом доказательства, не могут являться основанием для назначения ежемесячной денежной компенсации, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
Вопреки утверждениям апеллянта тождественность понятий гибели (смерти) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы и служебных обязанностей закреплена в федеральном законодательстве и в частности в части 3 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Федеральный закон от 07.11.2011 года N 306-ФЗ и иные нормативные акты, введенные в целях его реализации, не исключают тождественности указанных понятий.
Кроме того, согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих" основанием для отказа военнослужащим и членам их семей в предоставлении им социальных гарантий и компенсаций, непосредственно вытекающих из факта исполнения обязанностей военной службы, является установление факта гибели (смерти) военнослужащего при обстоятельствах, указанных в части 2 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Ответчиком не представлено доказательств того, что гибель ФИО имела место при обстоятельствах, исключающих возможность признания смерти военнослужащего, как наступившей при исполнении им обязанностей военной службы.
С учетом вышеизложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Портнова Н.М.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
отменить решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 12 ноября 2013 года и принять новое решение, которым признать незаконным решение Казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о приостановлении Портнову Н.М. выплаты ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" как члену семьи погибшего военнослужащего и возложить обязанность по возобновлению выплаты с 1 июля 2013 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.