Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Шумилова А.А., Блиновой М.А.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску по иску Николаевой Л.С. к администрации Ленинского района г. Чебоксары, администрации города Чебоксары о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности поставить на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении и предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилья, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца - Николаева А.Н. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 21 ноября 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Николаевой Л.С. к администрации Ленинского района г. Чебоксары, администрации города Чебоксары о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, о возложении обязанности поставить на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении и предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилья в рамках реализации права, предусмотренного Федеральным законом "О ветеранах", отказать.
Заслушав доклад судьи Шумилова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаева Л.С. через своего представителя Николаева А.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Ленинского района г. Чебоксары, администрации города Чебоксары о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, о возложении обязанности поставить на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении и предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилья.
В обоснование иска указано, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает "данные изъяты" в комнате "адрес", общей площадью 10 кв. м.
Письмом администрации Ленинского района г. Чебоксары от 21.06.2013 года ей было отказано в постановке не учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по тем основаниям, что с момента совершения действий по ухудшению жилищных условий, связанных с отчуждением принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения по адресу: "данные изъяты", не истек установленный законом срок.
По мнению истца, данный отказ является незаконным, поскольку принадлежащий ранее истице жилой дом являлся неблагоустроенным, проживать в нем ей было тяжело.
В судебном заседании представитель истца - Николаев А.Н. в иск своего доверителя поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель администрации Ленинского района г. Чебоксары Назарова Ю.С. просила в удовлетворении иска отказать, указав, что с момента совершения истцом действий, приведших к ухудшению жилищных условий, не истек установленный статьей 53 ЖК РФ срок.
Представитель администрации города Чебоксары Павлова А.Н. иск не признала, указав, что администрация города Чебоксары не является надлежащим ответчиком по делу.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца - Николаевым А.Н. по мотивам незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца - Николаева А.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации Ленинского района г. Чебоксары Назарову Ю.С., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Таким образом, критерием постановки на учет членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с указанным Федеральным законом является их нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Пунктом 4 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" определено, что право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", признанные нуждающимися в улучшении в жилищных условиях. Следовательно, критерием постановки указанной категории граждан на учет на получение жилья в соответствии с данным законом также является нуждаемость таких граждан в жилье.
Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Как следует из материалов дела, Николаева Л.С. являлась собственником пригодного для постоянного проживания жилого дома по адресу: "данные изъяты", с отдельными элементами благоустройства (газовое отопление), общей площадью жилого помещения 76, 20 кв. м.
04 августа 2010 года истец зарегистрировалась на жилплощади "данные изъяты" в комнате "адрес", общей площадью 10 кв.м.
По договору дарения от 21 марта 2011 года Николаева Л.С. подарила принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", "данные изъяты" Николаеву Н.В., тем самым сознательно ухудшив свои жилищные условия.
26 апреля 2011 года она обратилась в администрацию Ленинского района г. Чебоксары с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Письмом от 21 июня 2013 года в удовлетворении ее заявления было отказано.
Разрешая заявленный спор, судом первой инстанции исходил из того, что Николаева Л.С., подарив жилой дом "данные изъяты", намеренно ухудшила свои жилищные условия.
Выводы суда являются правильными, поскольку они соответствуют положениям статей 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, подтверждены материалами дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Кроме того, безвозмездное отчуждение истцом права собственности на жилой дом в пользу "данные изъяты" и выезд в квартиру "данные изъяты" совершены после издания Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", что, с учетом последующего обращения в администрацию Ленинского района г.Чебоксары, свидетельствуют о намерении Николаевой Л.С. получить единовременную денежную выплату на приобретение жилья.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что истец не имела намерений искусственно создать основания для отнесения ее к категории нуждающихся в предоставлении жилого помещения, на то, что она вынужденно переехала к "данные изъяты" в силу своего преклонного возраста, состояния здоровья и невозможности самостоятельного обслуживания в старом доме ввиду его неблагоустроенности, не могут быть приняты во внимание, поскольку никакими доказательствами не подтверждены. Непригодным для проживания в установленном законом порядке жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", не признавался.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с этой оценкой.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя истца Николаевой Л.С. -Николаева А.Н. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 21 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.