Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Семенова Н.В.,
судей Шумилова А.А., Нестеровой Л.В.
при секретаре Егоровой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Владимирова А.М. к администрации "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа в выдаче разрешения на строительство недействи-тельным и возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома, поступившее по апелляционной жалобе истца Владимирова А.М. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 25 ноября 2013 года, которым постановлено:
Владимирову А.М. в удовлетворении исковых требований к Администрации "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа администрации "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики N 02 от 15 июля 2013 года в выдаче разрешения на строительство жилого дома недействительным, возложении обязанности на администрацию "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "данные изъяты", отказать.
Заслушав доклад судьи Шумилова А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Владимиров А.М. обратился в суд с иском к администрации "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома от 15 июля 2013 года недействительным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство.
В обоснование своих требований он указал, что, являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты" он обратился в администрацию сельского поселения с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
15 июля 2013 года в выдаче разрешения ему было отказано по мотиву несоответствия требованиям градостроительного плана, нахождения земельного участка в охранной зоне скотомогильника.
С данным решением истец не согласен, считает отказ в выдаче ему разрешения на строительство незаконным и необоснованным, поскольку принадлежащий ему на праве собственности земельный участок имеет разрешенный вид использования - для ведения личного подсобного хозяйства, категорию земли: земли населенных пунктов, что предполагает право истца на возведение на данном земельном участке жилого дома.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст. 263 ГК РФ, ст. 4 Федерального Закона "О личном подсобном хозяйстве", истец просил признать отказ администрации "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в выдаче разрешения на строительство жилого дома недействительным, обязать администрацию "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке.
В судебном заседании истец Владимиров А.М. и его представитель Попов А.В. иск поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика - глава администрации "данные изъяты" сельского поселения Грачев И.Л., а также представитель третьего лица - администрации Чебоксарского района Чувашской Республики - Степанов Е.С. иск не признали, указав, что принадлежащий истцу земельный участок находится в охранной зоне скотомогильника, где строительство запрещено.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное Владимировым А.М. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе указано, что не имеется доказательств нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне, границы которой не утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 4.2 САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Изучив материалы дела, выслушав истца Владимирова А.М., его представителя Попова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Грачева И.Л. и представителя третьего лица Степанова Е.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение в пределах этих доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные требования их, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома соответствует требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Однако эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ застройщик непосредственно либо через многофункциональный центр направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в один из органов, уполномоченных решать этот вопрос в пределах компетенции, установленной ч. 4- 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в том числе в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства ( ч. 9).
При этом правоустанавливающие документы на земельный участок если они (их копии или сведения, содержащиеся в них) имеются в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), а также градостроительный план земельного участка либо копии правоустанавливающих документов на земельный участок и градостроительного плана земельного участка или сведения, содержащиеся в них, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно, запрашиваются самими органами, куда он обратился, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, ( ч. 9. 1, 9. 2).
Указанное означает, что для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, одного лишь заявления заинтересованного в этом лица недостаточно. К такому заявлению, если разрешение выдается на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, застройщик в обязательном порядке обязан приложить схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ применительно к объекту индивидуального жилищного строительства органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В силу ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.
Утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений (п. 3 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ст. 11 ЗК РФ).
В силу п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки включают в себя, помимо прочего, карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (ч. ч. 2 и 5 ст. 30 ГрК РФ).
В силу ч. 1 ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно ст. 56 ЗК РФ законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (далее - СЗЗ).
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государствен-ного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения (п. п. 2.1, 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предусмотрено, что в санитарно - защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с п. 7.1.12 "Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг" СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 скотомогильники с захоронением имеют класс I, санитарно-защитная зона составляет 1000 м.
По делу установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования " "данные изъяты" сельское поселение" Чебоксарского района Чувашской Республики N 19-08 от 11.12.2012 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования " "данные изъяты" сельское поселение".
Указанными Правилами установлено, что санитарно-защитная зона от скотомогильника (биотермической ямы) до жилых зданий составляет 1000 м (л.д. 37).
Судом установлено, что администрация сельского поселения отказала Владимирову А.М. в выдаче разрешения на строительство, ввиду того, что земельный участок, принадлежащий заявителю, входит в санитарно - защитную зону в радиусе менее 1 км от скотомогильника, вследствие чего строительство на данном участке запрещено.
Размер санитарно-защитной зоны, установленный Правилами землепользования и застройкиЯнышевского сельского поселения соответствует установленным требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Ввиду этого суд правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что границы санитарно-защитной зоны были утверждены в нарушение п. 4.2 указанного СанПиН, без постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку размер санитарно-защитной зоны определен в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (п. 7.1.12), а в отсутствие постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации при определении санитарно-защитной зоны действует нормативный показатель - 1000 метров. К тому же, применительно к конкретному случаю, этот показатель утвержден и органом местного самоуправления в пределах его компетенции.
При разрешении дела суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права и не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Владимирова А.М. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 25 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.