Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Гафарова Р.Р., судей Карлинова С.В., Нестеровой А.А., при секретаре судебного заседания Калашниковой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к "Общество" о взыскании страхового возмещения и компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 ноября 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к "Общество" о взыскании страхового возмещения и компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., пояснения истца Журавлева В.Н., поддержавшего жалобу, представителя ответчика "Общество" Алексеевой Н.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к "Общество" о взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда за несвоевременную выплату страхового возмещения. Требования мотивированы тем, что в период "данные изъяты" истец проходил службу в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ приказом МВД по ЧР он был уволен по ст. 58 п. "е" Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (сокращение штатов). На основании приказа МВД России N от ДД.ММ.ГГГГ приказом МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N были внесены изменения в приказ об увольнении истца и изменено основание увольнения истца на п. "з" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (ограниченное состояние здоровья). После установления ему ДД.ММ.ГГГГ III группы инвалидности по причине военной травмы истец обратился за страховой выплатой через МВД по ЧР по последнему месту службы. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу была перечислена страховая выплата в размере "руб." в размере 25 окладов денежного содержания. С размером выплаченной страховой суммы истец не согласился, ДД.ММ.ГГГГ он направил в адрес ответчика претензионное письмо, в котором просил страховое общество доплатить ему "руб.", однако ответчик не направил ему ответа на это письмо.
Ссылаясь на нормы Федерального закона N 52-ФЗ, ст. 422 ГК РФ, считая, что правоотношения между застрахованным лицом и страховщиком должны регулироваться ФЗ N 52-ФЗ от 28.03.1998 года с изменениями, вступившими в силу в 2012 году, истец просил взыскать с ответчика недоплаченную страховую выплату в сумме "руб." и компенсацию морального вреда в сумме "руб.".
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика "Общество" Алексеева Н.В. исковые требования не признала, указав на отсутствие правовых оснований для производства выплат в ином размере, чем это предусмотрено п. 9.1.2 государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МВД РФ и "Общество" и п. 2 ст.5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ в действовавшей до 1 января 2012 года редакции.
Представитель третьего лица МВД по ЧР Морозова С.В. оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Третье лицо МВД РФ явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное истцом ФИО1 по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе отмечено, что ответчик с 01.01.2012 года должен руководствоваться новой редакцией закона о выплате страховых сумм в фиксированном размере.
Проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав истца и представителя ответчика, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1, 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции РФ влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
На период увольнения истца п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" было предусмотрено право на выплату единовременной страховой суммы как инвалиду III группы - 25 окладов денежного содержания. Данная норма Закона действовала до 01 января 2012 года, поскольку Федеральным законом от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01 января 2012 года размеры страховых сумм установлены в твердой денежной сумме в зависимости от группы инвалидности. Так, согласно новой редакции п. 2 ст. 5 инвалиду III группы предусмотрена выплата страховой суммы в размере 500 000 рублей.
Разрешая спор по существу суд первой инстанции оценил представленные по делу доказательства, в том числе свидетельство о болезни N от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 40-41), копию справки об инвалидности N (л.д. 26), государственный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 29), дополнительное соглашение N к государственному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из приказа N министра внутренних дел по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 42), отметив, что истец был уволен приказом МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N, несмотря на то, что наступление страхового случая имело место ДД.ММ.ГГГГ, пришел к верному выводу о том, что на истца в полной мере распространяется действие Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между "Общество" и МВД России на основании и в соответствии с действовавшей на дату заключения редакцией Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ.
В силу чего суд указал, что страховое возмещение при установлении инвалидности 3-й группы в размере 25 окладов месячного денежного содержания застрахованного лица истцу было выплачено правильно, отказав в удовлетворении иска.
Согласно п. 2 ст. 6 названного Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определены Федеральным законом от 28 марта 1998 года N52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников федеральных органов налоговой полиции".
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 4 названного Федерального закона от 28 марта 1998 года N52-ФЗ страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Согласно статье 9 Закона РФ от 27 ноября 1992 года N4015-1 "Об организации страхового дела" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В соответствии с п. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением положений, для которых этой статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Из содержания приведенных норм следует, что положения статьи 5 в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, устанавливающие фиксированные выплаты по страховым случаям, распространяются на отношения, возникшие из договора обязательного страхования, начало действия которого определено с 01 января 2012 года.
Таким образом, ответчиком правомерно была выплачена истцу страховая выплата в размере, исчисленном исходя из окладов его месячного денежного содержания. Оснований для взыскания в пользу истца недоплаченной страховой суммы, рассчитанной как разница между размером страховой суммы, установленным с 1 января 2012 года, и выплаченной страховой суммой у суда не имелось.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК Российской Федерации. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, в ней не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Ссылка в жалобе на неверное применение судом норм права не может быть признана обоснованной, т.к. выводы суда в части размера страховой выплаты соответствуют требованиям закона. Достаточных доказательств обратного по делу не предоставлено.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.