Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Юркиной И.В., Блиновой М.А.,
при секретаре Сапожниковой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Амерхановой А.Р. к администрации г.Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма в первоочередном порядке,
поступившее по апелляционной жалобе истицы Амерхановой А.Р. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 22 октября 2013 года, которым постановлено:
"В иске Амерхановой А.Р. к администрации г.Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма в первую очередь отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения истицы Амерхановой А.Р. и ее представителя Амерхановой М.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Амерханова А.Р. обратилась в суд с иском к администрации г.Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в первоочередном порядке, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Амерханова А.Р. является инвалидом с детства и с сентября 1992 года вместе с матерью Амерхановой М.А. состоит в администрации г.Канаш на учете нуждающихся в жилых помещениях. Истица полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" она имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке с учетом дополнительной площади, однако с 1992 года администрация г.Канаш бездействует в решении этого вопроса и на неоднократные обращения отказывает во внеочередном предоставлении жилья.
В судебном заседании истица Амерханова А.Р. и ее представители Амерханова М.А., Купиров А.М. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации г.Канаш Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектуры и
жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истицей Амерхановой А.Р. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления главы Канашской городской администрации Чувашской Республики от 9 сентября 1992 года N 182 Амерханова М.А. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с включением в список первоочередников в связи с тем, что ее дочь Амерханова А.Р. является инвалидом с детства.
На основании заявлений Амерхановой М.А. и истицы Амерхановой А.Р. от 4 февраля 2011 года о переоформлении очереди в настоящее время истица состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Согласно справке от 16 октября 2012 года, выданной Бюро N 14 - филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии", истица Амерханова А.Р. является инвалидом с детства и имеет ... группу инвалидности.
Из сообщений администрации г.Канаш Чувашской Республики от 8 октября 2013 года, Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 10 октября 2013 года, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 8 октября 2013 года следует, что на основании сведений, представленных администрацией г.Канаш Чувашской Республики, истица Амерханова А.Р. включена в сводный список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 9 сентября 1992 года. В настоящее время в указанном сводном списке истица значится в общей очереди под N 209.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Амерхановой А.Р., суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, что имеющееся у истицы заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Предметом заявленного спора является возложение на орган местного самоуправления обязанности предоставить Амерхановой А.Р., являющейся инвалидом с детства, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Обращаясь в суд с иском, Амерханова А.Р. просила обязать администрацию г.Канаш предоставить ей жилое помещение в первоочередном порядке. Как правильно указал суд первой инстанции, в действующем с 1 марта 2005 года
Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы о предоставлении гражданам жилого помещения в первоочередном порядке.
В связи с этим суд первой инстанции проверил наличие оснований для предоставления истице благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке в связи с имеющимся у нее заболеванием.
Право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет до 1 января 2005 года и не реализовавших свое право до 1 марта 2005 года, на социальную выплату за счет средств федерального бюджета существует наряду с правом названных лиц на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. Эти лица вправе по своему выбору определить форму социальной поддержки: либо в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, либо в виде предоставления жилья по договору социального найма за счет средств государственного или муниципального жилого фонда.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего кодекса перечне.
Таким образом, при решении вопроса о предоставлении названной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке одним из юридически значимых обстоятельств является наличие у гражданина, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, тяжелой формы хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В силу указанной нормы отсутствие названного обстоятельства делает невозможным предоставление жилья во внеочередном порядке.
Обращаясь в суд с иском, Амерханова А.Р. указала, что она является инвалидом с детства, что подтверждается материалами дела. Кроме того, согласно
имеющемуся в материалах дела медицинскому заключению от 14 марта 1990 года истица страдает заболеванием " ... ".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Между тем, в материалах дела отсутствует заключение врачебной комиссии о том, что имеющееся у истицы заболевание (с указанием кода заболевания) входит в названный перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
При таком положении вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Амерхановой А.Р. является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г.Канаш только 28 апреля 2012 года направила сведения об истице для включения в сводный список граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", несмотря на то, что она с сентября 1992 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также о том, что суд первой инстанции не дал оценку соблюдению администрацией г.Канаш порядка очередности предоставления жилья, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку исходя из оснований и предмета заявленного иска приведенные обстоятельства не являются юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при разрешении заявленного спора.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Амерхановой А.Р. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 22 октября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.