Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Семенова Н. В.,
судей Нестеровой Л. В., Смирновой Е. Д.,
при секретаре Казаковой С. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Панченко М. В. к Поклакову В. П. о взыскании денежных средств и др., поступившее по апелляционной жалобе Поклакова В. П. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 декабря 2013 года, которым постановлено признать неисполненным и расторгнуть договор поручения N 1 от 25 ноября 2010 года, заключенный между Панченко М. В. и Поклаковым В. П.;
взыскать с Поклакова В. П. в пользу Панченко М. В. сумму, уплаченную по договору, в размере ... рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей ... коп.;
в удовлетворении исковых требований о взыскании остальной суммы в размере ... рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ... рублей отказать.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панченко М. В. обратилась в суд с иском к Поклакову В. П., в котором просила признать договор поручения N 1 от 25 ноября 2010 года, заключенный между ними ( сторонами), неисполненным и расторгнуть его;
взыскать сумму, уплаченную по этому договору, в размере ... рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 1 ноября 2011 года по 10 октября 2013 года в размере ... рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей.
Требования мотивировала тем, что на основании указанной сделки ответчик за вознаграждение в течение 7 месяцев должен был провести комплекс мероприятий, связанных с переводом земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений для целей размещения и строительства малоэтажных жилых домов.
Услуги поверенного она ( истец) оплатила, передав ему вышеуказанную сумму, однако в оговоренный срок Поклаков В. П. свои обязательства не исполнил.
При этом выяснилось, что включение земельного участка в границы населенного пункта и изменение вида его разрешенного использования невозможно. А это означает, что обстоятельства, из которых они ( стороны) исходили при заключении договора, существенно изменились. Данное обстоятельство дает ей ( истцу) право требовать его расторжения.
Кроме того, с ответчика необходимо взыскать сумму, уплаченную по сделке, с начислением на нее процентов за пользование чужими денежными средствами, т. к. свои обязательства по договору он не исполнил.
В судебное заседание Панченко М. В. не явилась, а ее представитель иск поддержал.
Поклаков В. П. требования не признал, ссылаясь на необоснованность.
Судом принято указанное решение, которое обжаловано ответчиком на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе указывается, что вывод суда первой инстанции о существенном изменении обстоятельств, при которых возможно расторжение договора по решению суда, сделан без надлежащей оценки представленных доказательств.
Неправильным является вывод районного суда и о том, что к предмету договора поручения относится перевод земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений, а иные действия поверенного являются лишь подготовкой к исполнению данного обязательства. Поскольку он ( ответчик) исполнил свои обязательства на 75 %, а остальные поручения возможно выполнить только в случае получения самим доверителем необходимых документов, то его ( Поклакова В. П.) вины в неисполнении сделки не имеется. Более того, условия сделки он сможет исполнить в полном объеме, если эти документы истец представит.
Однако Панченко М. В. просит расторгнуть договор ввиду форс- мажорных обстоятельств, в связи с чем сумма, уплаченная поверенному, в соответствии с п. 3. 4 договора поручения возвращению не подлежит.
Изучив дело, рассмотрев его в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы, выслушав Поклакова В. П. и его представителя- Ларину О. В., поддержавших жалобу, представителя Панченко М. В.- Петрова Е. Л., возражавшего против ее удовлетворения, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд первой инстанции среди прочего исходил из того, что сторонами заключен договор поручения, в соответствии с которым ответчик взял на себя обязательство осуществить перевод земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений, которое следует считать исполненным с момента получения соответствующего постановления Кабинета Министров Чувашской Республики. Иные действия поверенного представляют собой лишь подготовку к исполнению данного обязательства.
В настоящее время вышеуказанный перевод невозможен, а это означает невозможность исполнения договора, что является основанием для расторжения указанной сделки. Соответственно, последствия расторжения договора определяет суд. Поскольку основная обязанность по переводу земельных участков не исполнена и не может быть исполнена, а о наличии каких- либо расходов со стороны Поклакова В. П. доказательств нет и требование об их возмещении не заявлено, то с ответчика подлежит взысканию ... рублей, полученные им по договору.
Делая выводы об обоснованности требований о взыскании денежных средств в вышеуказанной сумме, суд первой инстанции не учел следующее.
Как видно из иска, Панченко М. В. просила взыскать сумму, уплаченную по договору поручения, в связи с тем, что ответчик обязательства, взятые на себя по этой сделке, не исполнил.
По смыслу ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 131, ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- ГПК РФ) право выбора предмета и основания иска по общему правилу принадлежит истцу. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за его пределы только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Применительно к возникшему спору суду право выйти за пределы заявленных требований не предоставлено, а истец с требованием о взыскании суммы, уплаченной по договору поручения, в связи с расторжением этой сделки не обращался. При таких обстоятельствах суд первой инстанции был не вправе по своей инициативе определять основание иска и удовлетворять иск в этой части, исходя из обстоятельств, изложенных в решении.
Соответственно, спор в указанной части следует разрешить на основании закона, регулирующего обязательства, вытекающие из поручения, а также в соответствии с условиями договора поручения N 1 от 25 ноября 2010 года ( далее также- договор N 1), подписанного Панченко М. В. ( доверитель) и Поклаковым В. П. ( поверенный).
Так, из договора N 1 следует, что доверитель поручает, а поверенный принимает на себя обязательство совершить от имени и за счет доверителя юридические действия, перечисленные в п. 1. 1. 1 и 1. 1. 2 договора N 1.
В частности, ответчик взял на себя обязательство осуществить комплекс мероприятий, связанных с переводом тринадцати земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений ( для целей размещения и строительства малоэтажных жилых домов) ( п. 1. 1. 1), а также совершить действия, направленные на перевод земельных участков, перечисленные в п. 1. 1. 2 договора N 1.
Согласно ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее- ГК РФ) при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если вышеуказанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Таким образом, с учетом этих правил толкования договора, из буквального значения слов и выражений, содержащихся в договоре поручения N 1, следует, что Поклаков В. П. взял на себя обязательство осуществить не только перевод земельных участков, но и совершить все иные действия, перечисленные в п. 1. 1. 2 договора N 1.
Соответственно, вывод районного суда о том, что ответчик взял на себя обязательство осуществить лишь перевод земельных участков, т. е. получить постановление Кабинета Министров Чувашской Республики, а иные действия поверенного представляют подготовку к исполнению данного обязательства, основан на неверном толковании условий договора N1, и является ошибочным.
Далее из договора N 1 усматривается, что стоимость выполнения поручения предварительно составляет ... рублей. Указанная сумма состоит из расходов по оплате необходимой документации, вознаграждения поверенного, оплаты стоимости выполнения работ, а также включает в себя официальные выплаты, платежи, государственную пошлину ( п. 2. 1 договора N 1).
Первый авансовый платеж в сумме ... рублей доверителем производится в срок до 1 декабря 2010 года. А в отношении остальных платежей установлено, что сторонами будет согласован отдельный график, являющийся приложением к договору, в котором будут предусмотрены этапы работ. По факту выполнения каждого этапа ежемесячно подписывается акт сдачи- приемки работ, и оплата каждого этапа производится авансовым платежом через один календарный месяц после подписания такого акта по завершенному этапу. Последний платеж ( ... рублей) производится только по факту перевода земель из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений ( для целей размещения и строительства малоэтажных жилых домов) ( п. 2. 2 договора N 1).
Причем в счет аванса, указанного в п. 2. 2. договора N 1, ответчик должен был произвести исполнительную съемку тринадцати земельных участков, а также на поверенного возлагалась обязанность предоставить доверителю письменный отчет о расходах, произведенных в счет авансового платежа, указанного в п. 2. 2. договора N 1 ( п. 1. 4 договора N 1).
Кроме того, в договоре N 1 предусмотрена ответственность сторон. В том числе договоренность состоялась о том, что в случае расторжения договора по инициативе поверенного либо при недостижении поверенным конечного результата, указанного в п. 1. 1. 1 договора N 1, поверенный возвращает доверителю 50 % от суммы произведенных доверителем затрат, а также указанный в п. 2. 2 аванс в сумме, превышающей отчет о расходах, произведенных в счет авансового платежа, утвержденный доверителем ( п. 3. 3 договора N 1).
А в случае расторжения договора по инициативе доверителя или возникновения форс- мажорных обстоятельств в виде действия ( бездействия) или принятия органами исполнительной и законодательной власти Чувашской Республики ( Российской Федерации) нормативных актов или документов, противоречащих выполнению поручения, уплаченная поверенному сумма на момент принятия доверителем решения об отказе от договора и возникновения форс- мажорных обстоятельств, не подлежит возврату ( п. 3. 4 договора N 1).
Предварительный срок выполнения поручения сторонами установлен продолжительностью в семь календарных месяцев с момента заключения договора ( п. 5. 1 договора N 1).
Дополнительным соглашением к договору N 1 от 30 марта 2011 года стороны общую сумму договора увеличили до ... рублей, и указали, что график финансирования предусмотрен в приложении 1, что последний платеж в сумме ... рублей будет произведен после завершения работ, связанных с исполнением договора.
Таким образом, из перечисленных условий договора N 1 видно, что истец обязался выплатить оговоренную в нем сумму за выполнение всех поручений, указанных в п. 1. 1. 1 и 1. 1. 2, включая в нее сумму вознаграждения, причитающуюся поверенному, без конкретизации размера вознаграждения.
По поводу положений п. 3. 3 и п. 3. 4 договора N 1 представитель истца и ответчик в суде апелляционной инстанции дали разное толкование, в связи с чем при разрешении настоящего спора суд апелляционной инстанции исходит из буквального значения слов и выражений, содержащихся в данных пунктах.
В силу п. 1 ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона ( поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны ( доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
При этом доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения.
При отсутствии в возмездном договоре поручения условия о размере вознаграждения или о порядке его уплаты вознаграждение уплачивается после исполнения поручения в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ, а именно по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги ( п. 1 и 2 ст. 972, п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Законодатель предусмотрел и случаи, когда оплата производится в ином порядке, в частности, при прекращении договора поручения ( п. 1 ст. 977, п. 1-3 ст. 978 ГК РФ).
По смыслу указанных норм доверитель по общему правилу обязан внести плату за совершение тех юридических действий, которые поверенный фактически совершил, а также оплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено договором.
По настоящему делу истец просит взыскать уплаченную сумму в связи с неисполнением поверенным своих обязательств. Между тем к делу приобщены документы, подписанные истцом, свидетельствующие о том, что часть обязательств Поклаков В. П. исполнил.
Вместе с тем суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу, что в настоящее время перевод земель невозможен, а значит, произошло существенное изменение обстоятельств, при которых возможно расторжение договора по решению суда. Этот вывод следует из сообщения Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Чувашской Республики, из которого усматривается, что включить испрашиваемый земельный участок в границы населенного пункта невозможно, т. к. он не примыкает ни к одному населенному пункту, от ближайшего населенного пункта отделен иными землями сельскохозяйственного назначения, землями промышленности, транспорта и т. д. Кроме того, испрашиваемый земельный участок попадает в санитарно- защитные зоны, в которых размещение жилой застройки не допускается. К тому же в соответствии с генеральным планом, утвержденным органом местного самоуправления, данный участок находится в зоне, предусмотренной для производственного развития.
В апелляционной жалобе Поклаков В. П. полагает, что сведения, отраженные в указанном сообщении, не соответствуют действительности. Однако доказательств, с достаточностью и достоверностью подтверждающих его объяснения, в настоящем деле нет.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции представитель истца и ответчик не оспаривали, что земельные участки, которые следовало перевести в состав земель поселений, объединены в один, и Панченко М. В. данный объект недвижимости продала юридическому лицу.
При таких обстоятельствах достижение поверенным конечного результата, указанного в п. 1. 1. 1 договора N 1, невозможно, и расчеты между сторонами должны производиться на основании п. 3. 3 договора N 1.
Имеющимися доказательствами подтверждено, что Поклаков В. П. получил от истца всего ... рублей, в том числе аванс в размере ... рублей, предусмотренный п. 2. 2 договора N 1. При этом ответчик доверителю письменный отчет о расходах, произведенных в счет этого авансового платежа, не представил. Соответственно, в силу п. 3. 3 договора N 1 он должен его возвратить истцу.
Исходя из изложенного с Поклакова В. П. в пользу Панченко М. В. следует взыскать ... рублей (( ... руб.х 50 %)+ ... руб.), где ... руб.- сумма, полученная ответчиком по договору, за вычетом суммы аванса, ... руб.- сумма, полученная в качестве аванса.
Соответственно, из абзаца первого резолютивной части указанного решения необходимо исключить слова " Признать неисполненным и", а на основании положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333. 19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей (( ... руб.- 200000 руб.)х1 %+ 5200 руб.).
С учетом изложенного решение суда в части взыскания денежных сумм суд апелляционной инстанции изменяет и взыскивает с Поклакова В. П. в пользу Панченко М. В. денежные средства и государственную пошлину в вышеуказанных размерах.
В остальной части для удовлетворения апелляционной жалобы оснований не имеется. По мнению ответчика, спор следует разрешить в соответствии с п. 3. 4 договора N 1, но данное утверждение является несостоятельным. В этом пункте приведен исчерпывающий перечень форс- мажорных обстоятельств, и
из настоящего дела их наличие не усматривается. А что касается расторжения договора по инициативе доверителя, то спор по поводу расчетов возник именно в связи с недостижением поверенным конечного результата, указанного в п. 1. 1. 1 договора N 1, поэтому спорные правоотношения регулируются положениями п. 3. 3 договора N 1.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 декабря 2013 года в части взыскания денежных сумм изменить, взыскав с Поклакова В. П. в пользу Панченко М. В. денежные средства в размере ... рублей ( ... рублей), расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей ( ... рублей).
Из абзаца первого резолютивной части указанного решения исключить слова " Признать неисполненным и".
В остальной части апелляционную жалобу Поклакова В. П. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.