Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Юркиной И.В., Шумилова А.А.,
при секретаре Сапожниковой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Волобуева А.Б. к администрации г.Шумерля, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Волобуева А.Б. - Лопандиной В.Я. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования Волобуева А.Б. к администрации г.Шумерля, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики об обязании предоставить Волобуеву А.Б. с составом семьи из 4 человек единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения представителей истца Волобуева А.Б. - Лопандиной В.Я. и Громовой С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Ивановой О.П., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волобуев А.Б. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации г.Шумерля, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения на состав семьи из четырех человек, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Волобуев А.Б. как военнослужащий, принимавший участие в боевых действиях в Афганистане, имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в том числе на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Решением Шумерлинского районного суда Чувашской
Республики от 3 апреля 2013 года Волобуев А.Б. восстановлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г.Шумерля с 26 июля 1996 года как ветеран боевых действий. После этого Волобуев А.Б. обратился в администрацию г.Шумерля Чувашской Республики с требованием об обеспечении жилым помещением, где он заполнил сначала бланк заявления о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, а затем бланк заявления о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Однако в своем письме от 27 сентября 2013 года администрация г.Шумерля сообщила, что названные бланки заявлений истцу были предоставлены ошибочно, так как истец не относится к категории граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий в рамках указанной подпрограммы. Между тем, истец полагает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением, в связи с чем просит предоставить ему на состав семьи из четырех человек единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Истец Волобуев А.Б. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представители истца Волобуева А.Б. - Лопандина В.Я. и Громова С.А. иск с учетом уточнений поддержали по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика администрации г.Шумерля в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц Министерства финансов Чувашской Республики и Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица Волобуева О.А., Волобуев А.А., Визгалова Т.А. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца Волобуева А.Б. - Лопандиной В.Я. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Волобуев А.Б. как лицо, принимавшее участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан в период с ... 1987 года по ...
1989 года, обладает правами и льготами, установленными Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 3 апреля 2013 года, вступившим в законную силу, Волобуев А.Б. признан состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий при администрации г.Шумерля Чувашской Республики как ветеран боевых действия с 26 июля 1996 года.
Согласно сообщению администрации г.Шумерля Чувашской Республики от 25 июня 2013 года Волобуев А.Б. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под N 956 и одновременно включен в книгу учета граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", под N 69.
По сообщению Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 23 октября 2013 года истец Волобуев А.Б. на основании сведений, представленных администрацией г.Шумерля Чувашской Республики, восстановлен в сводном списке граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем, с 26 июля 2007 года, и в настоящее время он значится в общей очереди как ветеран боевых действий под N 448.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Волобуева А.Б., суд первой инстанции исходил из того, что истец как участник боевых действий подлежит обеспечению жильем в порядке очередности согласно сводному списку граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, к которым относится истец, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в
федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Этой же статьей Федерального закона предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В Чувашской Республике в указанной сфере правоотношений принят Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений".
Согласно части 4 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, к которым относится истец, являются государственными полномочиями Российской Федерации, переданными федеральными законами субъектам Российской Федерации. Указанные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, передаваемых республиканскому бюджету Чувашской Республики ежегодно в виде субвенций по целевому назначению для реализации передаваемых федеральными законами полномочий.
Статьей 11.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" предусмотрено, что жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, к числу которых относится и истец, предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 2). Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями гражданам названной категории определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 года N 289 утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 названного Порядка полномочия по формированию сводного списка граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с указанными федеральными законами возложены на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. При этом предусмотрено, что сводный список граждан формируется на основании сведений о гражданах, представленных органами местного самоуправления, исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Этим же пунктом предусмотрено, что предоставление гражданам единовременных денежных выплат производится в порядке очередности, исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В материалах дела имеются сведения о том, что по представленным органами местного самоуправления Чувашской Республики данным, в том числе и по данным, представленным администрацией г.Шумерля Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики сформировало сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по Чувашской Республике, в котором истец по состоянию на 22 октября 2013 года состоит под N 448.
Разрешая требования истца о возложении на соответствующего ответчика обязанности предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья, суд первой инстанции указал, что поскольку истец не обладает правом на получение жилья во внеочередном порядке (доказательств обратного истцом не представлено), то у него отсутствует и право на получение указанной денежной выплаты вне очереди лиц, состоящих с ним в сводном списке. Изложенный вывод суда первой инстанции соответствует требованиям вышеприведенных нормативно-правовых актов, согласно которым предоставление мер социальной поддержки на строительство или приобретение жилья в обход очереди лиц, состоящих в указанном списке на получение социальной выплаты, не допускается.
При таком положении вывод суда первой инстанции о том, что истец как участник боевых действий подлежит обеспечению жильем в порядке очередности согласно сводному списку граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", является правильным. Поскольку очередь истца на получение указанных мер социальной поддержки не подошла, то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении его исковых требований о возложении на соответствующего ответчика обязанности предоставить ему единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчики допустили ошибку в определении очередности истца при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку спор разрешен судом первой инстанции исходя из заявленных Волобуевым А.Б. требований и имеющихся в деле доказательств, при этом требований об определении очередности истцом не заявлялось.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, однако эти доводы ошибочны по основаниям, изложенным в настоящем определении.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в
судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя Волобуева А.Б. - Лопандиной В.Я. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.