Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей БлиновойМ.А., Шумилова А.А.,
при секретаре Михайловой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора г.Новочебоксарск в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики о возложении обязанности привести улично-дорожную сеть г. Новочебоксарска в соответствии с требованиями государственных стандартов, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 декабря 2013 г.
Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., выслушав объяснения представителя ответчика администрации г.Новочебоксарск Хамутбаева А.А. и представителя третьего лица Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск Салеева М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о возложении обязанности привести улично-дорожную сеть г.Новочебоксарск, по проезжей части дороги "адрес" (ООО " ... ") в соответствие с п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", согласно которому покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой проверкой установлено, что улично-дорожная сеть г.Новочебоксарск в указанной проезжей части дороги требует ремонта. Согласно акту обследования данный участок дороги имеет повреждения поверхности проезжей части в виде выбоин, превышающие предельно допустимые нормы; имеются участки с заниженной обочиной; горизонтальная дорожная разметка 1.5 отсутствует, то есть вышеуказанный участок дороги не соответствует требованиям ГОСТ. Таким образом, безопасность дорожного движения на этом участке не обеспечивается, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Непринятие мер по ремонту вышеуказанного участка дороги г.Новочебоксарск может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий. В связи с чем, в целях безопасности дорожного движения, предупреждения возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, участников дорожного движения, следует произвести ремонт вышеуказанного участка дороги.
В судебном заседании прокурор Кручинина А.В. исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Хамутбаев А.А. в удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать, ссылаясь на недостаточное финансирование, проведение ямочного ремонта спорного участка улично-дорожной сети города запланировано на следующий год. Также администрация города Новочебоксарск является ненадлежащим ответчиком, поскольку Управление городского хозяйства администрации города Новочебоксарск формирует муниципальный заказ на выполнение работ и оказание услуг по содержанию городских дорог, тротуаров, искусственных сооружений, зеленых насаждений, ливневых канализаций, остановочных пунктов общественного транспорта.
Третьи лица Управление городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск, КУ Финансовое управление администрации г.Новочебоксарск явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 декабря 2013 г. постановлено:
"Обязать администрацию г.Новочебоксарска Чувашской Республики провести ремонт улично-дорожной сети г.Новочебоксарск, по проезжей части дороги по "адрес" (ООО " ... ") в соответствие с п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", согласно которому покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью".
Указанное решение суда обжаловано представителем администрации г.Новочебоксарск по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что надлежащим ответчиком по делу является Управление городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск, которое ответственно за содержание и ремонт городских дорог. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на невозможность исполнения решения суда в настоящее время, указывая, что ремонт спорного участка дороги требует больших финансовых затрат, поскольку для восстановления дорожного покрытия по требованиям ГОСТа необходима реконструкция дороги. Город Новочебоксарск не располагает финансовыми ресурсами для проведения реконструкции в настоящее время. При этом администрация города не оспаривает факт того, что спорная дорога подлежит ремонту, указывая, что Постановлением администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики от 15 августа 2012 г. N355 утверждена городская целевая программа по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети г.Новочебоксарск Чувашской Республики на 2012-2015 гг. с прогнозом до 2020 г.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации г. Новочебоксарск Хамутбаев А.А. апелляционную жалобу на решение суда поддержал по изложенным основаниям. Представитель третьего лица Управления городского хозяйства администрации г.Новочебоксарск Салеев М.А. находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы в части того, что надлежащим ответчиком по делу является Управление городского хозяйства, поскольку Управление является функциональным органом администрации г. Новочебоксарск, подотчетно главе администрации г. Новочебоксарск, полностью финансируется за счет муниципального бюджета.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на участке улично-дорожной сети г.Новочебоксарск, по проезжей части дороги "адрес" (ООО " ... ") согласно акту от 23.10.2013г. выявлены недостатки в содержании дороги: имеются повреждения поверхности проезжей части в виде выбоин, превышающие предельно допустимые нормы, имеются участки с заниженной обочиной, отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.5 (ГОСТ Р 50597-93).
Установив данные обстоятельства, учитывая требования Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08.11.2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. N221 и принимая во внимание, что согласно Уставу города Новочебоксарск осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Новочебоксарск и обеспечение безопасности дорожного движения входит в компетенцию органов местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований прокурора.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит законными и обоснованными.
В соответствии со ст.3 Федерального закона N196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Согласно п.4 ст.6 Федерального закона N196-ФЗ от 10.12.1995 г. к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч.1 ст.12 указанного федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно статье 13 Федерального закона от 8.11.2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
При этом автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (п.п. 6, 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 3 вышеуказанного Закона предусмотрено, что дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.
Указанная норма федерального закона корреспондирует с положениями п.5 ч.1 ст.8 Устава города Новочебоксарск, принятого решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 NС 5-1.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм законодательства, а также положений Устава города Новочебоксарска обязанность по организации содержания и осуществлению ремонта спорной автомобильной дороги общего пользования местного значения лежит на администрации муниципального образования.
Статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление полномочий по решению вопросов местного значения и полномочий для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации возложено на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Согласно пункта 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см (п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).
Поскольку состояние улично-дорожной сети г.Новочебоксарск - по проезжей части дороги по "адрес" (ООО " ... ") не отвечает требованиям изложенным требованиям п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 обязанность по приведению дорожной сети местного значения лежит на муниципальном образовании г. Новочебоксарска в лице его органов местного самоуправления.
Администрация г. Новочебоксарска является исполнительным органом муниципального образования. Из решения Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 29.12.2011г. NС23-7 следует, что Управление городского хозяйства администрации города Новочебоксарска является функциональным органом администрации г. Новочебоксарска; Управление городского хозяйства подотчетно главе Администрации г.Новочебоксарск, финансирование деятельности полностью осуществляется за счет средств бюджета г.Новочебоксарск.
Более того, материалами дела подтверждается, что администрация г.Новочебоксарск утверждает городскую программу по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети города Новочебоксарска; определяет размер ассигнований из бюджета г. Новочебоксарска на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Администрация г. Новочебоксарска является муниципальным заказчиком программы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту улично-дорожной сети города Новочебоксарска; а Управление городского хозяйства администрации г. Новочебоксарска - исполнителем программы. Фактически из свидетельства о регистрации следует, Управление городского хозяйства администрации города Новочебоксарска является функциональным органом администрации г. Новочебоксарска как орган местного самоуправления, т.к. не определена организационно-правовая форма юридического лица. Само по себе создание функционального органа администрации г. Новочебоксарск, финансируемого за счет средств бюджета города, не освобождает администрацию г. Новочебоксарск от решения вопросов местного значения.
Отсутствие (недостаточность) у муниципального образования финансовых ресурсов для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, для исполнения обязанностей, возложенных на него федеральными законами, а равно, для осуществления уставной деятельности по решению вопросов местного значения в области контроля за использованием автомобильных дорог и их сохранностью, также не может являться основанием к отказу прокурору в удовлетворении исковых требований.
Материалы исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено. Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы ответчика и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Поскольку органы местного самоуправления решают вопросы местного значения в области автодорожной деятельности путем размещения муниципальных заказов, а не непосредственного проведения ремонтных работ, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Уточнить резолютивную часть решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 декабря 2013 г., изложив его в следующей редакции:
"Обязать администрацию г.Новочебоксарска Чувашской Республики привести улично-дорожную сеть по проезжей части дороги по "адрес", в соответствие с п.3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", согласно которому покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью".
Апелляционную жалобу а администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24 декабря 2013 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.