Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Александровой А.В.,
при секретаре судебного заседания Плотникове Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Чебоксаровой З.А. на решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 14 января 2014 года по гражданскому делу по иску Чебоксаровой З.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Комсомольском районе Чувашской Республики - Чувашии о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Комсомольском районе Чувашской Республики - Чувашии (далее - УПФ РФ в Комсомольском районе ЧР) от ДД.ММ.ГГГГ Чебоксаровой З.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ) по мотиву непредставления документов о признании ее сына Ч. инвалидом с детства, что является необходимым условием для назначения пенсии.
Не согласившись с указанным решением, Чебоксарова З.А. обратилась в суд с иском об отмене данного решения и назначении досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 14 января 2014 года в удовлетворении исковых требований Чебоксаровой З.А. было отказано по тем основаниям, что Чебоксаровой З.А. не представлены доказательства того, что ее сын признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом до достижения им возраста 8 лет и доказательства воспитания его в указанный период.
На указанное решение Чебоксаровой З.А. подана апелляционная жалоба на предмет отмены и вынесения нового об удовлетворении исковых требований. В жалобе указывается на необоснованность выводов суда, поскольку для назначения пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ юридическое значение имеет факт признания ребенка инвалидом до 18 лет или инвалидом с детства после 18 лет, и факт воспитания его до достижения возраста 8 лет, что в ее случае имеет место.
В судебное заседание истица Чебоксарова З.А. и представитель ответчика УПФ РФ в Комсомольском районе ЧР, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истицей не представлены доказательства того, что ее сын признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом до достижения им восьмилетнего возраста, и воспитания его в указанный период.
Судебная коллегия считает выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании указанной выше нормы права.
Необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей в соответствии с указанной выше нормой является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Для назначения досрочной трудовой пенсии одному из родителей возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом с детства (до или после достижения ребенком 8-летнего возраста), продолжительность периода, в течение которого он был инвалидом, а также то, что на момент установления пенсии одному из родителей (опекуну) ребенок уже не является инвалидом с детства (либо умер), значения не имеют. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1365-О-О.
Отказывая в назначении досрочной пенсии, ответчик также не указывал в качестве основания отказа на то, что инвалидность должна быть установлена ребенку до достижения им "данные изъяты"-летнего возраста.
Как следует из материалов дела, Чебоксарова З.А. является матерью Ч., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Заключением медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ Ч., достигший возраста "данные изъяты" лет, был признан инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24ноября1995года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 3 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 965, согласно которым категория "ребенок-инвалид" устанавливалась лицам, не достигшим 16-летнего возраста.
Федеральным законом от
17июля1999года N172-ФЗ в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" были внесены изменения, в соответствии с которыми в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Соответствующие изменения Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 года N 707 были внесены и в Положение о признании лица инвалидом. Согласно пунктам 20, 21 Положения в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид", а после 18 лет причинами инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также другие причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Аналогичным образом регулируется данный вопрос и Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 (пункты 13-14).
Согласно Разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 1 "Об определении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17, учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя ряд формулировок, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе: общее заболевание; инвалид с детства.
Причина инвалидности с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем разъяснении.
Причина инвалидности с формулировкой "инвалид с детства" определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.
Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 года - в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.
Согласно п. 17 Разъяснений при наличии одновременно оснований для определения различных причин инвалидности причина инвалидности определяется по выбору инвалида либо его законного представителя (в справке указывается только одна причина инвалидности).
В заключениях медико-социальных экспертиз, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, причина инвалидности Ч. определена как общее заболевание. Вместе с тем, поскольку до достижения ДД.ММ.ГГГГ возраста 18 лет Ч. была установлена инвалидность, имеются все основания для отнесения его к категории инвалида с детства.
В соответствии со справкой, выданной администрацией Тугаевского сельского поселения Комсомольского района Чувашской Республики Чебоксарова З.А. проживает совместно с сыном Ч. и воспитывала его до достижения им восьмилетнего возраста.
Поскольку на момент обращения за пенсией, Чебоксарова З.А. достигла возраста 50 лет и имеет необходимый страховой стаж, она как родитель, воспитавший сына до достижения возраста 8 лет, признанного инвалидом в несовершеннолетнем возрасте, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с даты обращения за пенсией.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу Чебоксаровой З.А. с ответчика подлежат взысканию понесенные ею расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления и апелляционной жалобы в размере "данные изъяты" рублей.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Яльчикского районного суда Чувашской Республики от 14 января 2014 года отменить и вынести новое решение.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Комсомольском районе Чувашской Республики - Чувашии N от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Комсомольском районе Чувашской Республики-Чувашии обязанность по назначению Чебоксаровой З.А. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Комсомольском районе Чувашской Республики - Чувашии в пользу Чебоксаровой З.А. возврат государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.