Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Семенова Н.В., судей Смирновой Е.Д., Спиридонова А.Е.., при секретаре Кудашкине П.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Павлова Е.В. и др. к администрации ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики, Государственной ветеринарной службе Чувашской Республики о возложении обязанности, поступившее по апелляционной жалобе Павлова Е.В. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 21 января 2014 года, которым отказано в удовлетворении иска Павлова Е.В., Зареевой Ф.Р., Пушкарева П.П., Московой В.И., Пушкарева А.П., Яковлева С.И., Софронова М.Е. к администрации ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики, Государственной ветеринарной службе Чувашской Республики об обязании разработать индивидуальный проект санитарно-защитной зоны скотомогильника (биотермической ямы) N, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, ... сельское поселение, с учетом проведенных гидрогеологических, санитарно-химических, микробиологических и биологических исследований проб грунта скотомогильника и представить проект санитарно-защитной зоны в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике для выдачи на него санитарно-эпидемиологического заключения в срок до 30 июня 2014 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлов Е.В., Зареева Ф.Р., Пушкарев П.П., Москова В.И., Пушкарев А.П., Яковлев С.И., Софронова М.Е. обратились в суд с иском, в окончательном варианте которого просили обязать администрацию ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрацию Моргаушского района Чувашской Республики, Государственную ветеринарную службу Чувашской Республики разработать индивидуальный проект санитарно-защитной зоны скотомогильника (биотермической ямы) N, расположенного на территории ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, учитывающий проведенные гидрогеологические, санитарно-химические, микробиологические и биологические исследования проб грунта скотомогильника, и в срок до 30 июня 2014 года представить проект санитарно-защитной зоны в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике для выдачи на него санитарно-эпидемиологического заключения.
Заявленные требования мотивированы следующими обстоятельствами.
На территории сельского поселения возле д. ... , жителями которой являются истцы, находится недействующий скотомогильник, учтенный под N. Санитарно-защитная зона скотомогильников согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, составляет 1000 м, в результате чего часть земельных участков жителей деревни оказалась в санитарно-защитной зоне данного скотомогильника, что создает неопределенность относительно возможности застройки таких земельных участков. Размер санитарно-защитной зоны названного скотомогильника не установлен постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух аккредитованными организациями не проводились. Поскольку Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики является уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по обустройству скотомогильников (биотермических ям) на территории Чувашской Республики, а органами местного самоуправления не принимаются меры по организации работы по обоснованию уменьшения размеров санитарно-защитной зоны скотомогильника, истцы полагают, что названные в заявлении ответчики обязаны разработать индивидуальный проект санитарно-защитной зоны скотомогильника с учетом проведенных исследований проб грунта скотомогильника и представить проект санитарно-защитной зоны в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике для выдачи на него санитарно-эпидемиологического заключения. Отсутствие проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В судебное заседание 21 января 2014 года истцы направили представителя Егорову Н.А., которая иск поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель администрации ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Кожевников Г.Я. возражал против удовлетворения иска со ссылкой на то, что администрация сельского поселения не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку скотомогильник не числится за сельским поселением, а полномочиями по обустройству скотомогильника администрация сельского поселения не наделялась.
Администрация Моргаушского района Чувашской Республики своего представителя в судебное заседание не направила.
Не направила в судебное заседание своего представителя и Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики, представившая в суд текст возражений против иска с изложением в нем довода о необоснованности адресованных к ветеринарной службе требований.
Чернов А.В., представляя интересы привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица прокуратуры Моргаушского района Чувашской Республики, пояснил, что прокуратура согласится с судебным усмотрением относительно спора.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, представителей в судебное заседание не направили.
Судом принято указанное выше решение, которое обжаловано Павловым Е.В ... В апелляционной жалобе истца ставится вопрос об отмене судебного решения по мотиву его незаконности и необоснованности.
Выслушав объяснения представителя Павлова Е.В. Егоровой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца и возражениях ответчика в лице Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики в отношении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении иска Павлова Е.В., Зареевой Ф.Р., Пушкарева П.П., Московой В.И., Пушкарева А.П., Яковлева С.И., Софронова М.Е. ко всем трем ответчикам, районный суд исходил из того, что отсутствуют предусмотренные законом основания для возложения на названные органы местного самоуправления и орган исполнительной власти республики обязанности разработать индивидуальный проект санитарно-защитной зоны скотомогильника с тем, чтобы затем представить проект санитарно-защитной зоны в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике для получения соответствующего положительного заключения.
Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит правильным.
Из содержания заявленных истцами в суд требований следует, что они просят обязать ответчиков осуществить определенные виды работ в рамках возложенных на них обязанностей по надлежащему, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных норм содержанию конкретного скотомогильника.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26, 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26,11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Пункт 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, предусматривает ответственность лишь тех лиц за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы), в ведении которых находятся эти объекты, а пункт 5.1 Правил к полномочиям органов местной администрации относит только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Как установлено судом, расположенный на территории ... сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики недействующий (закрытый) скотомогильник с ветеринарно-санитарной карточкой N не числится как за сельским поселением, так и за муниципальным районом.
Истцами не приводились доводы о том, что органам местного самоуправления передавались полномочия и денежные средства (в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") для осуществления государственных полномочий по содержанию скотомогильника, а доводы администрации сельского поселения о том, что такие полномочия сельскому поселению не передавались, остальными участвующими в деле лицами не опровергнуты.
Санитарно-эпидемиологические требования к скотомогильникам регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, и скотомогильники с захоронением в ямах отнесены к объектам 1 класса опасности с установлением их санитарно-защитной зоны в размере 1000 м.
Из искового заявления следует, что истцы просят обязать ответчиков разработать проект индивидуальной (уменьшенной) санитарно-защитной зоны конкретного скотомогильника 1 класса опасности.
Изменение размера санитарно-защитной зоны для конкретного скотомогильника производится решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (раздел 4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), а подготовка проекта индивидуальной санитарно - защитной зоны скотомогильника является одним из видов работ, необходимых для изменения размера установленной санитарно-защитной зоны конкретного скотомогильника.
Названные истцами в качестве ответчиков органы местного самоуправления не относятся к лицам, на которых распространяются требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" - согласно п. 1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Не имелось также оснований возложить на Государственную ветеринарную службу Чувашской Республики обязанность по разработке проекта индивидуальной (уменьшенной) санитарно-защитной зоны конкретного скотомогильника 1 класса опасности.
Согласно п.1.1 Положения о Государственной ветеринарной службе Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 11 февраля 2005 года N 30, Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики является органом исполнительной власти, осуществляющим региональный государственный ветеринарный надзор. Следовательно, также необходимо исходить из того, что указанный орган исполнительной власти не относится к лицам и органам, для которых предназначены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Возложение на Государственную ветеринарную службу Чувашской Республики постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 2 декабря 2011 года N 544 функций уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики по обустройству скотомогильников (биотермических ям) на территории Чувашской Республики также не свидетельствует об обоснованности адресованных к данному ответчику требований истцов.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, а применительно к недействующему скотомогильнику - барьером, обеспечивающим безопасность от существующего объекта определенного класса опасности, т.е. как объекта, оказывающего определенное негативное воздействие на окружающую среду.
Для находящегося на территории сельского поселения скотомогильника уже установлена определенная санитарно-защитная зона, и истцы не представили в суд доказательств, подтверждающих необходимость установления для данного скотомогильника иной (уменьшенной) санитарно-защитной зоны, тогда как гражданское процессуальное законодательство обязанность доказывания однозначно возлагает на стороны в споре (ст. 56 ГПК Российской Федерации).
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы не опровергают суждений районного суда об отсутствии правовых оснований обязать ответчиков разработать проект санитарно-защитной зоны скотомогильника и представить проект санитарно-защитной зоны в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике для выдачи на него положительного санитарно-эпидемиологического заключения.
Руководствуясь изложенным, ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
оставить без удовлетворения апелляционную жалобу Павлова Е.В. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 21 января 2014 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.