Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Макоева А.А.
судей Пазовой Н.М. и Созаевой С.А.
при секретаре Геттуеве А.А.
с участием представителя Шидакова ФИО14 - Шухова А.М., представителя Территориального Фонда обязательного медицинского страхования КБР -Харьковой З.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. гражданское дело по иску Шидакова ФИО14 к ГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Минздрава и курортов КБР, с привлечением в качестве третьего лица Министерства здравоохранения и курортов КБР, о признании незаконным отказа в выплате денежных средств в виде расходов на приобретение медикаментов, взыскании убытков и судебных расходов,
по апелляционной жалобе Шидакова А.А. на решение Нальчикского городского суда КБР от 19.12.2013г.,
УСТАНОВИЛА:
Шидаков А.А. обратился в Нальчикский городской суд КБР с иском к ГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Минздрава и курортов КБР, в котором просил признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе возместить убытки в размере "данные изъяты" руб., взыскав с него данные убытки, а также судебные расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб. и по оплате государственной пошлины при удостоверении доверенности в размере "данные изъяты" руб., мотивируя свои требования следующим.
Его сын - Шидаков Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении у ответчика в инфекционном отделении N с диагнозом "Приобретённая цитомегаловирусная инфекция, фаза репликации, острое течение, распространённая форма средней тяжести".
В связи с отсутствием в лечебном учреждении лекарственных препаратов Шидаков А.А. за свой счет приобрел пять флаконов препарата "Неоцитотект" на сумму "данные изъяты" руб.
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил возместить понесенные им расходы на приобретение медицинского препарата, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик оставил его без удовлетворения.
Действия ответчика считает незаконными, поскольку в соответствии со ст.ст. 16, 20 ФЗ N 326 от 29.11.2010г. "Об обязательном медицинском страховании в РФ" застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, на возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей но организации предоставления медицинской помощи; медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинскою страхования.
Определением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечено Министерство здравоохранения и курортов КБР.
Нальчикский городской суд КБР решением от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования оставил без удовлетворения.
Считая данное решение незаконным и необоснованным, Шидаков А.А. подал на него апелляционную жалобу, в которой просив его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указал следующее.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что матери Шидакова Д.А. было разъяснено о возможности ее включения в адресную заявку, поскольку врача запись в его амбулаторной карте является служебной, и не содержит сведения в наглядной и доступной форме в соответствии с требованиями п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей о том, в каком порядке и в какие сроки, можно бесплатно получить "Неоцитотект", что ребенку можно провести лечение препаратами "Зиртек" и иммунозаместителями, до получения НеоЦитотекта.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п. 9 его постановления N 17 от 28.06.2012 года "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Как следует из п. 9 названного постановления, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (статья 12).
По тем же основаниям запись в медицинской карте о согласии провести лечение препаратом "Неоцитотект" за свой счет правового значения не имеет, поскольку она была внесена матерью Шидакова Д.А., без учета возможности получения препарата за счет республиканского бюджета в связи с не предоставлением таких сведений.
Довод Министерства здравоохранения и курортов КБР, о том, что имелась возможность предоставить препарат в течение "данные изъяты" дней за счет бюджетных средств, является голословным и противоречит показаниям лечащего врача Хасанова С.М., согласно которым срок предоставления "Неоцитотекта" малолетнему Шидакову Д.А. не был ей известен, точно также как и сколько времени он смог бы ждать поставки "Неоцитотекта", пока ему будут проводить лечение другими лекарственными средствами.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Надлежаще извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, стороны в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Созаевой С.А., выслушав представителя Шидакова ФИО14 Шухова А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Территориального Фонда обязательного медицинского страхования КБР -Харьковой З.Г., полагавшего решение суда законным, изучив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
По данному делу допущены такие нарушения.
Как установлено судом при разрешении спора, Шидакову Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по состоянию здоровья было необходимо введение препарата "Неоцитотект". Поскольку препарат отсутствовал в лечебном учреждении, мать ребенка приобрела его за свой счёт, написав в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство предложение следующего содержания: "Прошу провести лечение неоцитотектом за свой счет".
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, подтверждены пояснениями сторон, а также письменными материалами дела, в том числе: копиями товарных и кассовых чеков, историей развития новорожденного, медицинской картой ребенка.
Отказывая в удовлетворении требований Шидакова ФИО14, суд первой инстанции исходил из того, что родители Шидакова Д.А. дали письменное согласие на проведение лечения за свой счет, что его матери было разъяснено о возможности ее включения в адресную заявку, однако, она отказалась и тем самым лишила себя права на возмещение расходов, понесенных на приобретение лекарства.
С указанными выводами суда первой инстанции, Судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Нормы Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).
В Российской Федерации, как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
При этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Обеспечение интересов детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон):
- охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п. 2);
- медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п. 3);
- лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (п. 8);
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 3 Закона, 1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. 3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 4 Закона, одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.
В силу ст. 7 Закона государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
В соответствии со ст. 37 Закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
1) этапы оказания медицинской помощи;
2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Данное положение корреспондирует разделу III "Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи" Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год".
Правительством Кабардино-Балкарской Республики было издано Постановление от 30.04.2013 N 136-ПП "О Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Развитие здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике" до 2020 года" (вместе с "Подпрограммой 4. Охрана здоровья матери и ребенка", "Подпрограммой 5. Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей", "Подпрограммой 6. Оказание паллиативной помощи, в том числе детям", "Подпрограммой 8. Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях".
Согласно названной программе из бюджета КБР выделяются средства на приобретение лекарственных препаратов, не входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые в свою очередь закупаются из федерального бюджета и ОМС.
Утверждено также Постановление Правительства КБР от 18.01.2013 N 22-ПП (ред. от 25.12.2013) "О Программе государственных гарантий оказания гражданам в Кабардино-Балкарской Республике бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Приложение N3 которого содержит перечень медицинских организаций, участвующих в реализации указанной программы. В указанный перечень входит Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики".
Судебная коллегия рассматривает данное дело в пределах доводов и возражений сторон, и исходит из того, что представители ответчика в обоснование не обеспечения ребенка бесплатным лекарственным средством не ссылаются на то, что указанный препарат не включен в Перечень жизненно важных лекарственных препаратов, утвержденных Распоряжение Правительства РФ от 07.12.2011 N 2199-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год".
В то же время Судебная коллегия считает, что право ребенка на применение лекарственного препарата, не входящего в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинского показания (по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии гарантировано ст. 37 ч. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Более того, как указано выше и установлено судом, в КБР и ответчиком были приняты локальные акты о создании комиссии, которой решаются вопросы о необходимости применения и соответственно направления заявок на приобретение дорогостоящих лекарственных средств, не включённых в Перечень препаратов, приобретаемых за счет ОМС.
Данное обстоятельство не отрицается ответчиками, представители которых пояснили в суде, что при оформлении соответствующей заявки указанный лекарственный препарат был бы закуплен и предоставлен для лечения ребенка истца.
Возражая против предъявленного иска, ответчики ссылались на то, что лечение могло быть проведено и другими лекарственными препаратами, но мать ребенка настаивала на указанном выше лекарстве, выразила согласие на его приобретение за свой счёт, и оно было уже приобретено при поступлении в больницу.
Между тем, как видно из материалов дела, именно указанное лекарственное средство было назначено комиссией врачей ребенку. Ребенок поступил в больницу в "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут ДД.ММ.ГГГГг., часть лекарства приобретена согласно кассовым чекам в "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут ДД.ММ.ГГГГг., а часть - ДД.ММ.ГГГГг. Указанное подтверждает доводы истца о то, что лекарство им приобретено по назначению врачей после поступления в больницу, и ввиду отсутствия назначенного врачами лекарства в больнице. То, что именно это лекарство было назначено ребенку и отсутствовало в больнице ввиду недостаточного финансирования, подтверждается также письмом Главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" от ДД.ММ.ГГГГ на имя матери ребенка (л.д. "данные изъяты").
Исходя из равной юридической силы федеральных законов, признание Российской Федерацией, как социального государства, установленного Конвенцией о правах ребенка 1989 года, права ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней, Судебная коллегия приходит к выводу, что право несовершеннолетнего Шидакова Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на бесплатное обеспечение лекарственным средством, назначенного ему по жизненным показаниям, не может быть ограничено.
Материалами дела установлен факт необходимости получения Шидаковым Д.А. лекарственного препарата "Неоцитотект" по медицинским показателям. Рекомендовано врачами применение этого препарата по жизненным показаниям, необходимость применения лекарственного препарата ответчик не оспаривает.
При таких основаниях, ссылка представителя ответчика в судебном заседании о возможности лечения другими лекарственными препаратами, о согласии матери на приобретение препарата за свой счёт, не имеет правового значения.
В связи с изложенным, Судебная коллегия считает решение Нальчикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГг. подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований истца в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ
ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 19 декабря. 2013г. отменить и принять по делу новое решение. Исковые требования Шидакова ФИО14 к ГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Минздрава и курортов КБР о признании незаконным отказа в возмещении расходов на приобретение лекарств и взыскании денежных средств потраченных на приобретение лекарственного препарата и судебных расходов, удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" в возмещении расходов, понесенных Шидаковым ФИО14 на приобретение лекарств. Взыскать с ГБУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Минздрава и курортов КБР в пользу Шидакова ФИО14 расходы на приобретение медикаментов в размере "данные изъяты" рублей, расходы на оплату услуг представителя "данные изъяты" руб., расходы на нотариальное удостоверение доверенности представителям в размере "данные изъяты" руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.