Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Макоева А.А.
судей - Жернового Е.И. и Созаевой С.А.
при секретаре - Геттуеве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Баксана в интересах Озрокова Л.М. к ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о возложении обязанности обеспечить Озрокова Л.М. путевками на санаторно-курортное лечение.
по апелляционной жалобе управляющего ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике - Инжижокова С.М., на решение Нальчикского городского суда КБР от 20 января 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения представителя ГУ- региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по КБР Калмыкова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Прокуратуры КБР Башиева Р.А. и Озрокову Л.М., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Баксана, действуя в интересах инвалида Озроковой Л.М. обратился в Нальчикский городской суд с исковым заявлением к ГУ- региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о возложении обязанности обеспечить инвалида Озрокову Л.М. путевками на санаторно-курортное лечение.
В обоснование исковых требований указав, что в результате проверки проведенной по заявлению Озроковой Л.М., являющейся инвалидом 3 группы, установлено, что она имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевание в соответствии с нормами ФЗ от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
В ноябре 2011 года Озрокова Л.М. обратилась с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки по профилю опорно-двигательного аппарата, но до момента подачи иска в суд она не была обеспечена путевкой.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Баксана - Ибрагимова А.В. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, поскольку предложенные Озроковой Л.М. после подачи в суд иска путевки не отвечали профилю её заболевания указанному в справке.
Озрокова Л.М. просила иск удовлетворить, поскольку она перенесла операции на суставы, ей необходимо лечение именно опорно-двигательного аппарата, а предложенные ответчиком санатории не осуществляют лечение по этому профилю.
Представитель ответчика - Мезов А.Х. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать полностью за необоснованностью, поскольку Озроковой Л.М. были в декабре 2013 года предложены путевки в два санатория - "Чайка" и ЛПУ "Базовый санаторий "Виктория", представил перечень кодов профиля указанных лечебно-профилактических учреждений, из которых следует, что среди них имеются болезни органов пищеварения и женских половых органов. При этом представитель ответчика ссылается на обоснованность предоставления этих путевок ввиду того, что эти коды были указанны в справках на получение путевок врачами как сопутствующие заболевания истицы.
Кроме того, в подтверждение своей позиции представитель ответчика предоставил уведомления о заключении контрактов именно с этими учреждениями.
Также ответчиком был предоставлен отзыв на исковое заявление, который он в судебном заседании поддержал.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 20 января 2014г. постановлено:
Исковые требования прокурора г. Баксана удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике обеспечить инвалида Озрокова Л.М. путевкой на санаторно-курортное лечение.
Не согласившись с решением Нальчикского городского суда КБР, представитель ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КБР подал апелляционную жалобу, в которой просил, решение Нальчикского городского суда КБР от 20 января 2014г отменить в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе указанно, что заявка Озроковой Л.М на санаторно-курортное лечение в отделение Фонда подана 10.11.2011 года (заявление и медицинская справка формы 070/у-04 о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение).
В соответствии с реестром, который ведется в электронной подсистеме ЕИИС "Соцстрах", заявление Озроковой Л.М. было зарегистрировано по соответствующему профилю лечения 10.11.2011 года.
Также отмечает, что Озрокова Л.М была обеспечена санаторно-курортными путевками: в 2005 году в санаторий "Голубые ели", в 2006 -санаторий "Лесная поляна" (г.Пятигорск), в 2007- санаторий "Лесная поляна" (г.Пятигорск), в 2008 - санаторий "Голубые ели", в 2009 и 2011 - санаторий "Лесная поляна" (г.Пятигорск). Отделением Фонда была предложена Озроковой Л.М. санаторно-курортная путевка, от которой она отказалась, ссылаясь на конец года и холодное время года.
Так, в судебном заседании было установлено, что отделением Фонда Озроковой Л.М. предлагались путевки на санаторно-курортное лечение в ЛПУ "Базовый санаторий "Виктория" и санаторий "Чайка", однако Озрокова Л.М. от указанных путевок в санатории отказалась. Также она указала, что она хочет только в санаторий "Лесная поляна".
Следовательно, действий (бездействий), нарушающих права Озроковой Л.М, либо отказа в приеме заявления, а также в предоставлении путевки со стороны отделения Фонда не было.
Кроме этого Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направило информационное письмо с разъяснениями к изменениям, внесенным Федеральным законом от 8 декабря 2010г. N345-ФЗ в Федеральный закон от 17.07.1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в части направления по основному заболеванию, приведшему к инвалидности, граждан - получателей набора социальных услуг на санаторно-курортное лечение (письмо от 20.05.2012 N14-6/10/2-5307).
Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний осуществляется в целях профилактики основных заболеваний.
Понятие "основное заболевание" с позиции медико-социальной экспертизы исходит из смысла "инвалидизирующего" заболевания, то есть "основное заболевание" - это заболевание, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его медико-социальной защиты.
В соответствии с Федеральным законом N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ограничение жизнедеятельности -это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Учитывая изложенное, проведение санаторно-курортного лечения как профилактической меры (оздоровления), направленной на предупреждение возникновения обострения основного заболевания, позволит улучшить общее состояние здоровья гражданина, признанного инвалидом, и приведет к предупреждению утяжеления его состояния, так как именно профилактика основных заболеваний, а также последствия основных заболеваний, приведших к инвалидности, являются показанием для направления гражданина на санаторно-курортное лечение.
Следовательно в указанном случае в суде было установлено, что Озроковой Л.Н. предоставлялась путевка по сопутствующим болезням указанным в ее справке 070/у-04. Однако судом неправильно в указанном случае оценены данные обстоятельства, что привело преждевременному и неверному решению.
Обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется исполнительными органами Фонда в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год и передаваемых Фонду в соответствии с Федеральным законом о бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.
Согласно правилам финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N864от 29.12.2004г., финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, финансирование расходов по предоставлению социальных услуг гражданам, включенным в Федеральный регистр, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета, отделение Фонда оплачивает путевки в пределах, выделенных на текущий год средств федерального бюджета на эти цели. Отделение Фонда не является главным распорядителем бюджетных средств (положение статьи 158 Бюджетного кодекса РФ), следовательно, оно не может нести ответственности по бюджетным обязательствам Российской Федерации за количество выделенных средств на социальные услуги и являться ответчиком по данному делу. Иными словами, обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета и в случае невозможности по объективным причинам предоставления санаторно-курортного лечения гражданину ввиду отсутствия средств, указанные обязательства не могут быть возложены на Фонд.Также указывает, что на сегодняшний день с учетом заявок, переходящих с 2011 года, лист ожидания составляет 3300 заявлений. На текущий период региональному отделению Фонда выделено 12 092 000 руб., приобретено 710 путевок (с учетом сопровождающих лиц). Обеспеченность путевками в 2013 году составляет 21%.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены постановленного судом решения не усматривает исходя из следующего.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Судом установлено, что Беканов М.А. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, группа инвалидности установлена бессрочно.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение.
Исходя из п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Согласно п. 2 ст. 6.3 Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Во исполнение Федерального закона "О государственной социальной помощи" Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок).
В соответствии с п. 1.5 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256.
В силу п. п. 3.7, 3.8 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Согласноматериалам дела, Озрокова Л.М. в 2011 году была обеспечена санаторно-курортной путевкой (л.д. 19).
Озрокова Л.М. утверждает, что
в 2012 году она обращалась в ГУ РО ФСС РФ по КБР с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, представив медицинскую справку для получения путевки. Однако в материалах дела отсутствует как заявление Озроковой Л.М., так и справка на получение путевки за 2012 год.
В суд апелляционной инстанции Озрокова Л.М. представила новое доказательство: справку на получение путевки N 32 от 10.04.2012 года, выданную ГБУЗ "Городская больница" г. Баксана.
Представитель ответчика Калмыков А.А. в суде апелляционной инстанции подтвердил, что в 2012 г. Озрокова Л.М. обращалась в ГУ РО ФСС РФ по КБР с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
До 31 декабря 2012 года истец не был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение.
Судебной коллегией с целью проверки доводов апелляционной жалобы было принято новое доказательства по делу: справка Озроковой Л.М. на получение путевки N 32 от 10.04.2012 года.
Исходя из фактических обстоятельств дела, право на получение путевки на санаторно-курортное лечение у Озроковой Л.М. возникло.
В силу статьи 6.5 Федерального закона N 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 данного Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Как следует из содержания пунктов 4 и 11 приведенных Правил, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
Довод ответчика о том, что Отделение Фонда не может нести ответственности по бюджетным обязательствам Российской Федерации за количество выделенных средств на социальные услуги и не являться ответчиком по данному делу судебная коллегия не считает достаточным для отказа в удовлетворении требования прокурора.
Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику, представив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. Установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Недостаточность финансирования из федерального бюджета в региональное отделение Фонда социального страхования РФ по КБР и большое количество лиц, имеющих право на данный вид льгот, при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основанием для ограничение права Озроковой Л.М. на получение путевки на санаторное лечение и отказа в предоставлении такой путевки в 2012 году.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
Истечение срока действия приложенной истцом к заявлению медицинской справки, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку в течение периода ее действия обязанность обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение ответчиком исполнена не была.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 году. Данных о том, что справка для получения путевки N 93 от 17.09.2013 г. была предоставлена в ГУ РО ФСС РФ по КБР до 01 декабря 2013 г. в деле не имеется.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, что в данном случае не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
В этой связи, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку судом правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Дополнить резолютивную часть решения Нальчикского городского суда КБР от 20 января 2014 года указанием на обеспечение инвалида Озрокова Л.М. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
Решение Нальчикского городского суда от 20 января 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий: А.А. Макоев
Судьи: С.А. Созаева
Е.И. Жерновой
Копия верна: Е.И. Жерновой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.