Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Матакаевой С.К.,
судей: Сыч О.А., Адзиновой А.Э.,
при секретаре Мавлододовой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 июля 2013 года по делу по иску Биджиевой Ж.А, к ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителя ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" Адышесова М.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Биджиева Ж.А. обратилась в суд с иском к ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" о признании незаконным начисления оплаты за отопление, изменении лицевого счета по домовладению, расположенному по адресу: "адрес", исключении начисления в сумме "данные изъяты", взыскании компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" рублей и расходов на представителя в сумме "данные изъяты" рублей, в обосновании которого сослалась на то, что работает в МБЛПУ "Малокарачаевская ЦРБ" медсестрой ЦСО и проживает в сельской местности, а, следовательно, имеет право на бесплатное отопление помещений. Однако ответчиком в предоставлении ей указанной льготы было отказано.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Малокарачаевского района и собственник домовладения Биджиев М.Ш.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" сослался на то, что с 01.01.2007 года по 31.12.2009 года семье истицы предоставлялись льготы при оплате за газ в пределах нормативов потребления в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики "О мерах социальной поддержки многодетной семьи и семьи, в которой один или оба родителя являются инвалидами". Кроме этого представитель ответчика просил применить исковую давность к требованиям о перерасчете до апреля 2010 года.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 июля 2013 года исковые требования Биджиевой Ж.А. удовлетворены частично. Судом признаны незаконными действия ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" по начислению стоимости газа в период с 01.01.2007 года по 01.04.2011 год израсходованного на отопление домовладения. ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" обязан внести изменения на лицевой счет N N ... по месту жительства Биджиевой Ж.А. по адресу: "адрес" "адрес", исключив из начисленной сумму "данные изъяты". С ответчика в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в размере "данные изъяты" рублей и судебные расходы в размере "данные изъяты" рублей. В остальной части исковых требований истцу отказано.
В апелляционной жалобе представитель ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, считая его незаконным, так как судом не было учтено то обстоятельство, что в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности" истец имеет право на предоставление компенсации расходов по оплате отопления. Кроме этого, по мнению представителя ответчика, судом не учтено то обстоятельство, что истцу предоставлялись меры социальной поддержки по другим основаниям.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Биджиева Ж.А. не явилась, была извещена надлежащим образом. В адресованном суду письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без ее участия, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в обжалуемой части в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.
Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральный закон от "дата" N 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан - в редакции данного Федерального закона - меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (части пятая и шестая).
Частью 2 статьи 72 ФЗ от "дата" N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, действующее федеральное законодательство наделяет субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочиями самостоятельно определять меры социальной поддержки работникам соответствующих учреждений здравоохранения.
Законом Карачаево-Черкесской Республики от "дата" N 53-РЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности" были установлены вышеназванные меры, предоставляемые врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. К этим мерам отнесено и бесплатное теплоснабжение в пределах нормативов, установленных органом местного самоуправления.
Такие меры социальной поддержки данной категории медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения Малокарачаевского района были установлены решением Совета Малокарачаевского муниципального района от 17 октября 2007 года N 49. В соответствии с пунктом 6 данного решения указанные лица и члены их семей, совместно с ними проживающие, имеют право на бесплатное теплоснабжение в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, Биджиева Ж.А. с 01 апреля 1990 года по настоящее время работает медицинской сестрой ЦСО в МБЛПУ "Малокарачаевская ЦРБ" (л.д. N ... ). Место работы находится в с. Учкекен, место фактического проживания истицы находится в "адрес". Согласно выписки из похозяйственной книги истец не является домовладельцем, домовладения по вышеуказанному адресу, в котором проживает со своей семьей. Главой семьи и домовладельцем является свекор истицы - "ФИО"15., совместно с которым проживает истица, ее свекровь "ФИО"16 супруг - "ФИО"17 сын супруга "ФИО"18., дети истицы: дочь - "ФИО"19 сын - "ФИО"20 и сын "ФИО"21. (л.д. N ... ).
С 01 марта 2009 года ответчиком, абоненту услуги газоснабжения главе семьи, и домовладельцу - свекру истицы "ФИО"22 и членам его семьи предоставлялись льготы в виде 50 % скидки при оплате за газ, в пределах нормативов потребления, установленные Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 года N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" (л.д. N ... ).
Ответчик в суде первой инстанции, возражая против удовлетворения иска, и в апелляционной жалобе утверждал, что в 2010 - 2011 годах семья истицы Биджиевой Ж.А. фактически получала компенсацию при оплате коммунальных услуг по иным основаниям в соответствии с законодательством Карачаево-Черкесской Республики.
Данное обстоятельство, необходимое для правильного разрешения дела, судом первой инстанции в нарушение положений ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выяснено не было. Между тем, именно суд определяет какие обстоятельства, имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В связи с этим суд апелляционной инстанции на основании положений ст. ст. 327 и 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в п. 29 Постановления Пленума ВС Российской Федерации от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", предложил сторонам представить доказательства, в обоснование своих доводов и возражений.
В суде апелляционной инстанции ответчиком были предоставлены сведения о том, что семья Биджиевой Ж.А. пользуется мерами социальной поддержки по иным основаниям, установленным региональным законодательством.
Так из представленных суду апелляционной инстанции сведений следует, что Биджиеву М.Ш. и членам его семьи предоставлялись льготы виде 50 % скидки при оплате за газ, в пределах нормативов потребления, установленные Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 года N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". Дочери истице Биджиевой А.А. также предоставлялась льгота по оплате за газ как инвалиду 2 группы.
Из письма Управления труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района N N ... от 13 февраля 2014 года следует, что "ФИО"23 (дочь истца) с 01 января 2010 года пользуется льготами как инвалид "данные изъяты" группы. "ФИО"25. (свекор истца) пользуется льготами как реабилитированный на основании свидетельства для лиц, репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, выданного 17 июля 1995 года и в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 года N 7 - РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". Кроме этого указано, что меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются "ФИО"26 независимо от вида жилищного фонда и распространяются на всех членов семьи реабилитированного лица, совместно с ним проживающих.
Данное обстоятельство позволяет коллегии прийти к выводу о том, что требования Биджиевой Ж.А. к ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" о защите прав потребителей не основаны на законе.
В соответствии с п. "г" части 1 статьи 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 года N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", реабилитированные лица имеют право на компенсацию в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством); реабилитированным лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом реабилитированных лиц производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда и распространяются на членов семьи реабилитированного лица, совместно с ним проживающих.
На основании постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 05.11.2009 года N 403 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Карачаево-Черкесской Республике" меры социальной поддержи в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. "г" части 1 статьи 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 года N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" производятся путем ежемесячной денежной выплаты (далее по тексту ЕДВ). В силу п.п. 9 и 11 данного подзаконного нормативного акта Карачаево-Черкесской Республики в состав подлежащих возмещению расходов на оплату коммунальных услуг включаются газоснабжение и теплоснабжение и основанием для назначения и выплаты ЕДВ, является постановка на учет в уполномоченном органе местного самоуправления по месту жительства. В Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесской Республики уполномоченным органом является Управление труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района.
Таким образом, из вышеуказанных нормативных актов следует, что ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных расходов (газоснабжение и отопление) реабилитированным лицам предоставляется по месту жительства уполномоченным органом местного самоуправления с учетом всех членов семьи.
Из представленных доказательств следует, что истица, одновременно является медицинским работником и имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной Законом Карачаево-Черкесской Республики от 17 июня 2005 года N 53-РЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности" и проживает в домовладении, принадлежащем Биджиеву М.Ш., который пользуется льготами как реабилитированный, с учетом всех членов семьи совместно с ним проживающими, в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 года N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Согласно подпункту "ж" п. 1 статьи 72, статье 76 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания.
В соответствии со ст. 3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 года N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", если гражданин имеет право на меру социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такую же меру социальной поддержки по иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется мера социальной поддержки по настоящему Закону либо по иному нормативному правовому акту по его выбору, если федеральным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них по выбору гражданина.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 19 февраля 2009 года N 159-О-О, от 15 июля 2010 года N 1019-О-О, от 22 марта 2011 года N 443-О-О, от 19 июня 2012 года N 1085-О и др.).
Из материалов дела следует, что семья истца реализовала свое право на получение ежемесячной денежной выплаты по одному из оснований в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 года N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". Доказательств обратного суду не представлено. Предметом рассмотрения настоящего дела не являлся вопрос о выгодности используемой меры социальной поддержи. В тоже время, законодательством не предусмотрено право получателя мер социальной поддержки на суммирование различных льгот, предусмотренных Законом Карачаево-Черкесской Республики от 17 июня 2005 года N 53-РЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности", так и Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 года N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу об отмене состоявшегося по делу решения в обжалуемой части.
В связи с отказом в удовлетворении основных требований у судебной коллегии нет оснований и для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, который истец обосновывал нарушениями его прав при предоставлении коммунальных услуг.
Согласно ч. 3 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд вышестоящей инстанции, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
Так как, истец Биджиева А.А. освобождена от уплаты государственной пошлины, а в удовлетворении всех исковых требований к ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" отказано, то с ответчика по смыслу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в бюджет муниципального образования г. Черкесска взыскана быть не может.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 июля 2013 года в обжалуемой части о признании незаконными действий ответчика, возложении обязанности внести изменения в лицевой счет и возмещения судебных расходов, отменить и приять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Биджиевой Ж.А. к ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" о признании незаконными действии ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" с 01.01.2007 года по 01.04.2011 года по начислению стоимости газа, израсходованного на отопление дома по адресу: "адрес"; возложении обязанности на ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" внести изменения в лицевой счет N N ... по месту жительства Биджиевой Ж.А. по адресу: "адрес", исключив из начисления сумму "данные изъяты"; компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей и возмещение расходов по оплате услуг представителя в сумме "данные изъяты" рублей - отказать.
В остальной части решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 24 июля 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.