Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Хамидуллиной Э.М.,
Мугиновой Р.Х.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А.О.Г. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
заявление начальника ФКУ ИК - "N" ГУФСИН России по Республике Башкортостан об установлении административного надзора в отношении А.О.Г. - удовлетворить.
Установить в отношении А.О.Г., "дата" рождения, уроженца "данные изъяты", освобождаемого из мест лишения свободы "дата", административный надзор на срок погашения судимости, исчисляя срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания А.О.Г. с установлением следующих административных ограничений:
1. запретить пребывание в местах распития спиртных напитков;
2. запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3. запретить пребывание вне места жительства или пребывания с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы;
4. запретить выезд за пределы территории места жительства или пребывания без уведомления контролирующего органа внутренних дел по месту жительства или пребывания;
5. обязать А.О.Г. являться в контролирующий орган внутренних дел по месту жительства или пребывания два раза в месяц.
Срок административного надзора, установленного в отношении А.О.Г., "дата" рождения, уроженца "данные изъяты", исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник ФКУ ИК - "N" ГУФСИН России по Республике Башкортостан обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении А.О.Г., мотивируя тем, что А.О.Г. приговором "данные изъяты" районного суда "данные изъяты" от "дата" осужден к "данные изъяты" годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. А.О.Г. отбывает наказание в ФКУ ИК- "N" ГУФСИН России по РБ с "дата", окончание срока "дата". Характеризуется положительно. Заявитель предлагает установить в отношении А.О.Г. административные надзор сроком на "данные изъяты" лет, ограничения в виде:
1. запрещения пребывания в местах распития спиртных напитков;
2. запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятия;
3. запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.;
4. запрещения выезда за пределы за установленные судом территории;
5. обязать явкой 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе А.О.Г. просит отменить решение суда с прекращением производства, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, полагая, что устанавливая административный надзор, суд повторно назначает наказание за преступление, которое он уже отбывает наказание. Считает, что Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не имеет обратную силу, поскольку ухудшает его положение.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, осужденный А.О.Г. ходатайство о своем участии в рассмотрении жалобы путем использования систем видеоконференц-связи не заявлял, что в силу ст. ст. 155.1, 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Муратову Е.М., Судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Согласно ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 2 указанной статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении:
1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу ч. 2 ст. 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Как следует из материалов дела, приговором "данные изъяты" районного суда "данные изъяты" от "дата" А.О.Г. осужден по ст.ст. "данные изъяты" УК РФ к "данные изъяты" годам лишения свободы без штрафа, по ст. "данные изъяты" УК РФ к "данные изъяты" годам лишения свободы без штрафа. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний, окончательно определено наказание в "данные изъяты" лет "данные изъяты" месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от "дата" исключено из приговора указание суда о квалификации действий А.О.Г. по ст.ст. "данные изъяты" УК РФ. Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от "дата" приговор "данные изъяты" районного суда "данные изъяты" от "дата" и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от "дата" в отношении А.О.Г. изменены, исключено указание о назначении наказания по правилам части 3 статьи 69 УК РФ, считать А.О.Г. осужденным по "данные изъяты" УК РФ к "данные изъяты" годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима. Отягчающим обстоятельством в действиях А.О.Г. суд признал особо опасный рецидив преступления.
Удовлетворяя заявление, суд правильно исходил из того, что имеются основания для административного надзора и административных ограничений для предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Поскольку А.О.Г. осужден и имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, при наличии особо опасного рецидива, суд пришел к обоснованному выводу, что срок административного надзора должен быть установлен "данные изъяты" лет, который равен сроку погашения судимости за особо тяжкое преступление, что соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 5 вышеназванного Федерального закона и ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 N 64-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы о назначении повторного наказания за одно и то же преступление, о нарушении требований ст. 10 УК РФ, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Статья 10 УК РФ устанавливает, что не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.
Однако, Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), не является наказанием, а относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (часть 2 статьи 3 Закона и часть 1 статьи 173.1 УИК РФ).
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Вместе с тем, решение суда подлежит изменению, поскольку обоснованно посчитав, что срок административного надзора должен составлять "данные изъяты" лет, в резолютивной части решения суд не указал указанный срок, ограничившись лишь, что он устанавливается на срок погашения судимости.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" в соответствии с частью 3 статьи 261.8 ГПК РФ в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах либо до момента погашения судимости).
Принимая во внимание, что в ч. 3 ст. 86 УК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 218-ФЗ внесены изменения, учитывая положения ст. 10 УК РФ, в целях исключения неясности и сомнений при исполнении решения, в решении следует указать конкретный срок административного надзора.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от "дата" изменить, указав, что административный надзор в отношении А.О.Г. установить сроком на "данные изъяты" лет.
В остальной части решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, а апелляционную жалобу А.О.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Э.М. Хамидуллина
Р.Х. Мугинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.