Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Гареевой Д.Р.
Голубевой И.В.
при секретаре Фархутдиновой Я.В.
С участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации МР Учалинский район РБ Рожкова В.А. на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 14 января 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Учалинского межрайонного прокурора в интересах Гафановой В.Р., а также самостоятельные исковые требования Гафановой В.Р. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предоставить Гафановой В.Р. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района адрес Республики Башкортостан, площадью не менее ... кв.м., за счет и в пределах субвенций специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Учалинский межрайонный прокурор РБ в интересах Гафановой В.Р. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Учалинский район РБ, Правительству Республики Башкортостан, Министерству экономического развития Республики Башкортостан, Министерству образования Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Требования мотивированы тем, что Гафанова В.Р. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Однако до настоящего времени жилое помещение Гафановой В.Р. в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предоставлено. Прокурор вынужден обратиться в суд для защиты прав Гафановой В.Р.
Прокурор просил обязать администрацию МР Учалинский район РБ предоставить Гафановой В.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с последней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Впоследствии Учалинский межрайонный прокурор уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию муниципального района Учалинский район РБ предоставить Гафановой В.Р. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района адрес РБ, площадью не менее ... кв.м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Гафанова В.Р. обратилась с самостоятельными исковыми требованиями, просила обязать Администрацию МР Учалинский район РБ предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района адрес РБ, площадью не менее ... кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Судом в качестве соответчика было привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
Учалинский межрайонный прокурор Аминев Р.Р. до рассмотрения дела по существу, отказался от апелляционного представления.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 марта 2014 года производство по апелляционному представлению и.о. Учалинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Кутузова Р.М. прекращено.
В апелляционной жалобе представителя администрации МР Учалинский район РБ Рожкова В.А. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что права Гафановой В.Р. Администрацией не нарушены, поскольку в соответствии с действующим жилищным законодательством, сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены. Полагает, что жилое помещение должно предоставляться из специализированного жилищного фонда, поскольку с 1 января 2013 года подлежит применению положение, в соответствии с которым предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку Гафановой В.Р. право на обеспечение благоустроенного жилого помещения по состоянию на 01 января 2013 года не реализовано, на нее распространяются положения ст. 8 Федерального закона N 15-ФЗ, независимо от ее возраста. Кроме того, денежные средства и субвенции выделяются Правительством Республики Башкортостан на предоставление жилых помещений лишь по договорам специализированным найма.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Учалинский район Республики Башкортостан Рожкова В.А., представителя Гафановой В.Р. - Салихова Э.Н., судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Гафановой В.Р. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Гафановой В.Р. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан при условии наделения её в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, Гафанова В.Р., родилась дата, в графе "отец" указан " ФИО1", а в графе "мать" указана " ФИО2.", что подтверждается свидетельством о рождении.
Мать Гафановой В.Р. - ФИО2 умерла дата., что подтверждается свидетельством о смерти.
Решением ... районного суда РБ от дата. отец Гафановой В.Р. - ФИО1 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Гафановой В.Р.
Согласно свидетельству о смерти N ... N ... от дата. ФИО1 умер дата.
Постановлением Администрации адрес и адрес РБ N ... УД от дата установлена опека над несовершеннолетней Гафановой В.Р. опекунами назначены ФИО3 и ФИО4
Судом установлено, что Гафанова В.Р. в дата году окончила обучение в учебном заведении - ... и получила среднее (полное) общее образование.
Таким образом, Гафанова В.Р. относится к лицам, оставшимся без попечения родителей.
Постановлением администрации адрес РБ N N ... от дата Гафанова В.Р. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно материалам дела, Гафанова В.Р. владельцем объектов недвижимого имущества не является, на территории адрес и адрес РБ закрепленного жилья не имеет..
Между тем, как установлено судом, до настоящего времени Гафанова В.Р. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан ... по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) ...
Судом правильно установлено, что Гафанова В.Р. имеет право на обеспечение её вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья. Решением адрес РБ N ... от датаг. установлена учетная норма площади жилого помещения не более ... кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, норма представления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее ... кв.м. общей площади жилого помещения в соответствии со ст.50 ЖК РФ.
При этом возникновение права на получение жилья, связано с окончанием пребывания Гафановой В.Р. в любом образовательном учреждении, а не во всех учреждениях такого рода, независимо от факта её прохождения в другом образовательном учреждении.
Как правильно указал суд, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство и вступившими в силу с 01 января 2013 года, истец имеет право на обеспечение его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку правоотношения между истцом и ответчиком по предоставлению истцу жилого помещения возникли до 01 января 2013 года, истец была включена в список, нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2013 года. Таким образом, право на предоставление жилого помещения по договору социального найма возникло у истца до 01 января 2013 года.
Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил исковые требования Учалинского межрайонного прокурора, и Гафановой В.Р. к Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 14 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МР Учалинский район РБ Рожкова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Гареева Д.Р.
Голубева И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.