Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.
судей Голубевой И.В.
Троценко Ю.Ю.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Харрасовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Администрации городского округа адрес РБ Акчуриной Н.А., представителя Правительства РБ Султанбековой А.Р. на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора Кировского района адрес, действующего в интересах Валеевой К.В., к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить Валеевой К.В. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Голубевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района адрес РБ, действующий в интересах Валеевой К.В., обратился с иском к Администрации городского округа адрес РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья, мотивируя требования тем, что прокуратурой Кировского района адрес проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что распоряжением главы Администрации Кировского района ГО адрес РБ N ... от дата Валеева К.В. принята на учет как нуждающаяся в жилых помещениях по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, в нарушение требований закона, Валеевой К.В. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены ее права на жилье.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа адрес РБ Акчуриной Н.А. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что с дата в связи с изменениями законодательства предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 4 Федерального закона N15-ФЗ от дата "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 ФЗ от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции настоящего закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не реализовали свое право на обеспечение жильем до вступления в силу настоящего Федерального закона.
В апелляционной жалобе представителя Правительства РБ Султанбековой А.Р. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что в ст. 8 ФЗ от дата г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения. Поскольку Валеева К.В. свое право не реализовала, ей должно быть предоставлено жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Проверив материалы дела, выслушав Валееву К.В. и прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение подлежащим изменению.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность обеспечения Валеевой К.В. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа адрес РБ.
Выводы суда являются правильными и подтверждаются материалами дела.
Из материалов дела установлено, что Валеева К.В. родилась дата, в графе "отец" указан "Валеев В." записан со слов матери, а в графе "мать" указана "Валеева Г.А.", что подтверждается копией свидетельства о рождении серии N ... от дата и справкой о рождении (л.д. 30,46).
Решением Калининского районного суда адрес от дата мать Валеевой К.В. - Валеева Г.А. лишена родительских прав (л.д. 32-33).
В соответствии с постановлением Администрации Калининского района адрес от дата Валеева К.В. была определена в детский дом. Пунктом 2 указанного постановления за Валеевой К.В. закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес (л.д. 44).
С дата по дата Валеева К.В. воспитывалась в Белебеевском детском доме, а с дата по дата в государственном образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Башкирском республиканском детском адрес им. ... и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 29,45).
Решением Калининского районного суда адрес от дата, вступившим в законную силу дата, Валеева К.В. признана прекратившей право пользования жилой площадью и снята с регистрационного учета по адресу: адрес (л.д. 34-38).
В дата Валеева К.В. закончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Башкирский государственный университет", что подтверждается дипломом Р N ... от дата (л.д.15).
Распоряжением Главы Администрации Кировского района ГО адрес РБ N ... от дата Валеева К.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д. 20).
Таким образом, Валеева К.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения.
В соответствии со справками, предоставленными ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Валеева К.В. собственником объектов недвижимости не является.
Несмотря на постановку на учет в дата года в качестве нуждающейся в получении во внеочередном порядке жилого помещения, до настоящего времени Валеевой К.В. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата N 260-з "Онаделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостанпообеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Судом правильно установлено, что Валеева К.В. имеет право на обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления в лице Администрации городского округа адрес РБ в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа РБ N12/22 от 08.06.2006 г. "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа адрес", площадью не ниже ... кв.м.
Государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещенийдетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядкеАдминистрации городского округа адрес. При этом возникновение права на получение жилья связано с окончанием пребывания Валеевой К.В. в любом образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией городского округа адрес РБ, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации городского округа адрес РБ, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ.
Поскольку Валеева К.В. поставлена на учет, как нуждающаяся вжилом помещениидо введения изменений в Федеральный закон от датаг. N159-ФЗ "Одополнительных гарантияхпо социальнойподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следовательно, Администрация городского округа адрес обязана предоставить Валеевой К.В. жилое помещение по договору социального найма.
Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Кировского района адрес РБ, действующего в интересах Валеевой К.В. к Администрации ГО адрес РБ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Вместе с тем, резолютивная частьрешениясодержит указание на обязанность ответчика предоставить Валеевой К.В. жилое помещение за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, что не соответствует правовым нормам.
Всоответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образованиявсвязи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
Согласно части 7 статьи 19 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В развитие указанного положения приложением N22 Закона Республики Башкортостан от 29.11.2013 г. N 12-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2014 год предусмотрено ... тысяч рублей.
С учетом приведенных норм права, правовых оснований для возложения на Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан обязанности по предоставлению Валеевой К.В. жилья за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан не имеется, поскольку субвенции на осуществление указанных полномочий уже переданы в установленном порядке.
Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу того, что отношения, возникающие в процессе предоставления денежных средств из бюджета Республики Башкортостан и осуществление расходов бюджета Республики Башкортостан, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются бюджетным законодательством, а физические лица не являются участниками бюджетного процесса согласно статье 152 БК РФ, то положения Бюджетного кодекса РФ к отношениям с участием граждан не применимы.
Таким образом, из резолютивной части решения Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата подлежат исключению слова "за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан", поскольку субвенции на осуществление указанных полномочий уже переданы в установленном порядке.
Следовательно, решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата подлежит изменению по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ.
Востальной части судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, посколькупри разрешении спорасудом верно определены все юридически значимые обстоятельства имеющие значение для дела, доказательствам представленным сторонами дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционных жалоб о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство и вступившими в силу с дата, Валеева К.В. имеет право на обеспечение ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии с п.2 ст.4 ФЗ N 15-ФЗ от дата "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального Закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального Закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в законную силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку в данном случае свое право на обеспечение жилым помещением Валеева К.В. реализовала, на учет в качестве нуждающейся она принята датаг., на ответчика возлагается обязанность по обеспечению ее жильем по договору социального найма, а не на условиях найма специализированных жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата изменить, исключить из резолютивной части слова "за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан".
В остальной части решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Администрации городского округа адрес РБ Акчуриной Н.А., представителя Правительства РБ Султанбековой А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Ф. Железнов
Судьи: И.В. Голубева
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Идрисова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.