Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.
судей Голубевой И.В.
Троценко Ю.Ю.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Харрасовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа адрес РБ Мухамадеевой О.М. на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования Доценко А.О. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить Доценко А.О. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Голубевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Доценко А.О. обратился с иском к Администрации городского округа адрес РБ о предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что распоряжением главы Администрации Калининского района ГО адрес РБ N ... от дата он принят на учет как нуждающийся в жилых помещениях по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, в нарушение требований закона, Доценко А.О. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, тем самым нарушены его права на жилье.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа адрес РБ Мухамадеевой О.М. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что с дата в связи с изменениями законодательства предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 4 Федерального закона N15-ФЗ от дата "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 ФЗ от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в редакции настоящего закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не реализовали свое право на обеспечение жильем до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации ГО адрес РБ - Мухамадееву О.М., поддержавшую доводы жалобы, Доценко А.О., прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим изменению.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность обеспечения Доценко А.О. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа адрес РБ.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается.
Из материалов дела установлено, что Доценко А.О. родился дата в адрес, в графе "отец" указан "Доценко О.А.", а в графе "мать" указана "Доценко Н.Г.", что подтверждается свидетельством о рождении от дата и справкой о рождении N ... от дата года, из которой также следует, что отец ребенка записан на основании заявления матери (л.д. 51).
Решением Калининского районного суда адрес РБ от дата мать Доценко А.О. - Доценко Н.Г. лишена родительских прав (л.д. 46).
В соответствии с постановлением главы Администрации Калининского района адрес от дата Доценко А.О. был определен в детский дом. Пунктом 2 указанного постановления за Доценко А.О. закреплено право на жилье, расположенное по адресу: адрес (л.д. 45).
Решением Калининского суда адрес РБ от дата Доценко А.О. снят с регистрационного учета по адресу: адрес (л.д.54-55).
Решением Октябрьского городского суда РБ от дата Доценко Н.Г. признана безвестно отсутствующей (л.д.11).
С дата по дата год Доценко А.О. воспитывался в детском доме адрес РБ, с дата по дата служил в армии, демобилизован по состоянию здоровья.
С дата обучается в ГБОУ НПО ПЛ N ... по профессии "Оператор электронного набора и верстки" (л.д. 30).
Распоряжением главы Администрации Калининского района ГО адрес РБ N ... от дата Доценко А.О. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях во внеочередном порядке как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л.д.11).
Таким образом, Доценко А.О. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения.
В соответствии со справками, предоставленными ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Доценко А.О. собственником объектов недвижимости не является.
Несмотря на постановку на учет в дата года в качестве нуждающегося в получении во внеочередном порядке жилого помещения, до настоящего времени Доценко А.О. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "Онаделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостанпообеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Судом правильно установлено, что Доценко А.О. имеет право на обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления в лице Администрации городского округа адрес РБ в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа РБ N12/22 от 08.06.2006 г. "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа", площадью не ниже ... кв.м.
Государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещенийдетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядкеАдминистрации городского округа адрес. При этом возникновение права на получение жилья связано с окончанием пребывания Доценко А.О. в любом образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией городского округа адрес РБ, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации городского округа адрес РБ, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ.
Поскольку Доценко А.О. поставлен на учет, как нуждающийся вжилом помещениидо введения изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "Одополнительных гарантияхпо социальнойподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следовательно, Администрация городского округа адрес обязана предоставить Доценко А.О. жилое помещение по договору социального найма.
Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил исковые требования Доценко А.О. к Администрации ГО адрес РБ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Вместе с тем, резолютивная частьрешениясодержит указание на обязанность ответчика предоставить Доценко А.О. жилое помещение за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, что не соответствует правовым нормам.
Всоответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образованиявсвязи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
Согласно части 7 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В развитие указанного положения приложением N22 Закона Республики Башкортостан от 29.11.2013 г. N 12-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2014 год предусмотрено ... тысяч рублей.
С учетом приведенных норм права, правовых оснований для возложения на Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан обязанности по предоставлению Доценко А.О. жилья за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан не имеется, поскольку субвенции на осуществление указанных полномочий уже переданы в установленном порядке.
Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу того, что отношения, возникающие в процессе предоставления денежных средств из бюджета Республики Башкортостан и осуществление расходов бюджета Республики Башкортостан, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются бюджетным законодательством, а физические лица не являются участниками бюджетного процесса согласно статье 152 БК РФ, то положения Бюджетного кодекса РФ к отношениям с участием граждан не применимы.
Таким образом, из резолютивной части решения Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата подлежат исключению слова "за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан", поскольку субвенции на осуществление указанных полномочий уже переданы в установленном порядке.
Следовательно, решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата подлежит изменению по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ.
Востальной части судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, посколькупри разрешении спорасудом верно определены все юридически значимые обстоятельства имеющие значение для дела, доказательствам представленным сторонами дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство и вступившими в силу с дата, Доценко А.О. имеет право на обеспечение его жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в соответствии с п.2 ст.4 ФЗ N 15-ФЗ от дата "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального Закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального Закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в законную силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку в данном случае свое право на обеспечение жилым помещением Доценко А.О. реализовал, на учет в качестве нуждающейся он принят датаг., на ответчика возлагается обязанность по обеспечению его жильем по договору социального найма, а не на условиях найма специализированных жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата изменить, исключить из резолютивной части слова "за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан".
В остальной части решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа адрес РБ Мухамадеевой О.М - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Ф. Железнов
Судьи: И.В. Голубева
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Нурисламова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.