Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Зайнуллиной Г.К.,
судей: Куловой Г.Р.,
Хакимова А.Р.,
при секретаре Ширяевой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителей Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по доверенностям N ... от дата, N ... от дата Акчуриной Н.А., Габдракиповой А.Р. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора Кировского района города Уфы, действующего в интересах ФИО к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить ФИО по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Зайнуллиной Г.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ФИО, обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в ходе проведения проверки по исполнению законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов, установлено, что распоряжением главы Администрации ... района городского округа адрес N ... от дата ФИО принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена во внеочередной список по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Однако в нарушение действующего законодательства, ФИО по достижении 18-летнего возраста ответчиком в течение 3-х месяцев жилье по договору социального найма не предоставлено. Просит обязать ответчика предоставить ФИО жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления жилья.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в своих апелляционных жалобах просят представители Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по доверенностям N ... от дата, N ... от дата Акчурина Н.А., Габдракипова А.Р., ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного постановления, указывая на то, что жилое помещение ФИО должно предоставляться из специализированного жилищного фонда.
Представители Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав ФИО, ее представителя по ордеру N ... от дата Петрова В.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем вторым п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно Закону РБ от 31 октября 2011 года N 451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениямивне очереди переданы органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
Разрешая спор и, возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, суд правильно руководствовался приведенными выше нормами материального права и исходил из того, что ФИО относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила пребывание в образовательных учреждениях и имеет право на обеспечение вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08 июня 2006 года "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения"", площадью не ниже 14 кв.м.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он является правильным и подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела, ФИО, дата года рождения, мать ФИО - ФИО2 умерла дата, сведения об отце внесены в запись акта о рождении со слов матери (л.д. 17).
Судом установлено, что постановлением главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N ... от дата, ФИО передана на воспитание приемным родителям ФИО3 (л.д. 22-23). Распоряжением главы администрации ... района городского округа адрес N ... от дата ФИО принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д. 11). В настоящее время ФИО зарегистрирована и проживает по адресу адрес, не имеет жилья и не находится на полном государственном обеспечении, окончила образовательное учреждение, однако она не обеспечена жилым помещением.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан является правильным и основанным на положениях закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение ФИО должно предоставляться из специализированного жилищного фонда судебная коллегия считает несостоятельным.
В соответствии с в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку в данном случае свое право на обеспечение жилым помещением ФИО реализовала, на учет в качестве нуждающейся принята до вступления в силу вышеприведенного Федерального закона, вывод суда о возложении обязанности по обеспечению ФИО жильем по договору социального найма, является правомерным.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные отношения, направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене судебного решения.
Правовых оснований, которые могли бы в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являться основанием к отмене судебного решения либо опровергнуть выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание на обязанность ответчика предоставить ФИО жилое помещение за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшими на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержали указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения, в связи с этим, ссылка суда первой инстанции на предоставление ФИО жилого помещения за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, не может быть признана законной.
Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата изменить, исключив из резолютивной части решения суда указание: "за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан".
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Г.Р. Кулова
А.Р. Хакимов
Справка: судья Идрисова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.