Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 05 марта 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Куницыной Т.Н., судей Тубденовой Ж.В., Ивановой В.А., с участием прокурора Дмитриевой Ю.А., при секретаре Семеновой А.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ларионова А.А. к заинтересованным лицам Улан-Удэнскому городскому Совету депутатов, Мэру города Улан-Удэ Голкову A.M. об оспаривании действий и решения органа местного самоуправления, по апелляционной жалобе Сысоевой А.Т. действующей на основании доверенности, в интересах заявителя Ларионова А.А., на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 сентября 2013 г., которым постановлено:
Заявление Ларионова А.А. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав представителя Улан-Удэнского городского Совета депутатов Хорганова С.Б., заключение прокурора Дмитриевой Ю.А., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ларионов А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий и решения органа местного самоуправления по избранию мэра города.
Требования мотивированы следующим. Полномочия Айдаева Г.А., избранного на муниципальных выборах ... г., должны были прекратиться ... На момент избрания Голкова A.M. Устав города не предусматривал избрание мэра из состава Горсовета, потому избрание ... Голкова A.M. мэром было незаконным. Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (п.9 ст.36) и Устав города Улан-Удэ не допускают избрание мэра из состава Горсовета действующим его составом, поскольку изменения в Устав, касающиеся изменения порядка избрания мэра, вступили в силу только в ... то есть на момент, когда должны были быть назначены выборы мэра города, они не действовали, следовательно, Улан-Удэнский городской Совет обязан был назначить в 2012 году всенародные выборы мэра города и не вправе был избирать мэра из своего состава. Действия Улан-Удэнского городского Совета депутатов и принятое в результате этих действий решение Горсовета нарушают конституционные права Ларионова А.А. избирать мэра и быть избранным мэром города Улан-Удэ.
Определением суда по настоящему делу в качестве третьего лица привлечен Айдаев Г.А., ранее занимавший должность мэра города Улан-Удэ.
Представитель заявителя по доверенности Сысоева А.Т. заявление своего доверителя поддержала в полном объеме, просила признать незаконными действия Улан-Удэнского городского Совета депутатов, совершенные ... по избранию мэра города из своего состава, признать, незаконным решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ... "Об избрании мэра города Улан-Удэ", определить срок, не позднее которого Улан-Удэнский городской Совет депутатов должен назначить выборы мэра г.Улан-Удэ.
Представитель Улан-Удэнского городского Совета депутатов Хорганов С.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился, полагая, что оспариваемое решение не нарушает конституционных прав заявителя, не затрагивает его права, поскольку принято в соответствии с законом. При избрании мэра города из числа депутатов заявитель, являющийся депутатом горсовета, не выставлял свою кандидатуру на избрание мэра города. Процедура избрания мэра города нарушена не была.
Заявитель Ларионов А.А. в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованные лица Голков А.М. и Айдаев Г.А., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя Ларионова А.А. - Сысоева А.Т., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, постановив новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что решение суда является незаконным и подлежит отмене в связи с существенными нарушениями норм материального права, а именно в связи с неправильным толкованием норм материального права. Статьи 23, 23.1, 24, 25 Устава г. Улан-Удэ в редакции решения Горсовета от ... не вступили в законную силу ... , соответственно вступление в силу ... статьи 54 Устава, регулирующей переходные положения и установившей только максимальный срок для исполняющего обязанности мэра города в 2 месяца с момента истечения полномочий Айдаева ... , не может свидетельствовать о вступлении изменений в устав, предусматривающих избрание мэра города из состава депутатов городского Совета уже ... Указывает, что суд не учел разъяснения Конституционного Суда РФ, изложенные в определении от 07 февраля 2012 г. N 275-О-О по жалобе гражданина ФИО13, где идет речь об обязательности проведения выборов главы муниципального образования во всех случаях, когда решение об указанном изменении порядка избрания вступает в силу не ранее даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования вправе был бы принять решение о назначении очередных или досрочных выборов главы муниципального образования. Юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению по настоящему делу, является дата, начиная с которой Улан-Удэнский городской совет обязан был принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с ФЗ-67. Этой датой является ... Кроме того, решение горсовета является незаконным в силу нарушения пункта 9 статьи 36 ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в законную силу с 1 января 2012 года и, соответственно, действовавшая на момент издания оспариваемого решения об избрании мэра города Улан-Удэ". При определении даты окончания полномочий Айдаева Г.А. и даты вступления в силу изменений в Устав, предусматривающих новый порядок избрания (назначения) мэра города, судом допущено существенное нарушение норм материального права. Уставом города Улан-Удэ определен 5-летний срок полномочий мэра города, исчисляемый годами. Соответственно применению подлежат правила гражданского законодательства и главы 11 ГК РФ. Таким образом, срок полномочий мэра Айдаева Г.А. истекает в соответствующий месяц и день последнего года, то есть ... включительно. ... Улан-Удэнским горсоветом был изменен порядок избрания мэра города, введено избрание мэра городским советом на срок полномочий городского совета. В силу п. 2 решения ... городского совета новый порядок избрания мэра вступает в силу со дня истечения срока полномочий мэра города, то есть с ... Выводы суда первой инстанции об окончании полномочий мэра города Айдаева ... и вступления в силу после ... изменений в устав города Улан-Удэ, установивших новый порядок избрания мэра города, являются неправильными, постановленными при неправильном применении норм материального и процессуального права. Вывод суда о том, что заявитель, будучи депутатом действующего созыва, не мог не знать о порядке вступления в силу нормативного акта, несостоятелен.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Улан-Удэнского городского Совета депутатов г. Улан-Удэ Разуваева В.В., прокурор Оленникова Е.А. полагают, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
Заявитель Ларионов А.А., его представитель Сысоева А.Т., заинтересованные лица Айдаев Г.А., Голков А.М. в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили. Ранее судебное заседание откладывалось по ходатайству представителя Ларионова А.А. - Сысоевой А.Т.
С учетом положений части 4 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Улан-Удэнского городского Совета депутатов г. Улан-Удэ Хорганов С.Б., просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, заслушав заключение прокурора Дмитриевой Ю.А., полагавшей об отсутствии оснований для отмены судебного решения, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда постановлено законно и обоснованно, и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Обращаясь в суд, заявитель Ларионов А.А. полагает, что оспариваемым решением нарушено его право на реализацию конституционного права избирать мэра города Улан-Удэ и быть избранным мэром города Улан-Удэ.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде по месту своего жительства решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Судом установлено, что ... состоялись муниципальные выборы мэра города Улан-Удэ. Решением Избирательной комиссии муниципального образования "Город Улан-Удэ" от ... избранным главой муниципального образования - мэром города Улан-Удэ признан Айдаев Г.А. Регистрация избранного главы муниципального образования - мэра города Улан-Удэ Айдаева Г.А. состоялась на основании решения Избирательной комиссии муниципального образования "Город Улан-Удэ" от
... решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов внесены изменения и дополнения в Устав городского округа "город Улан-Удэ" в части избрания мэра города Улан-Удэ, в соответствии с которыми мэр города Улан-Удэ - высшее должностное лицо города Улан-Удэ, избираемое городским Советом из своего состава и исполняющее полномочия председателя городского Совета. Мэр города Улан-Удэ избирается городским Советом на срок полномочий городского Совета, полномочия мэра города начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного мэра города.
С учетом внесенных в Устав города Улан-Удэ изменений решением Улан-Удэнского Городского Совета депутатов от ... мэром города Улан-Удэ избран Голков A.M.
Решением суда избрание мэра города из состава депутатов городского совета обоснованно признано не нарушающим права и законные интересы Ларионова А.А., в связи с чем его заявление о признании данного решения незаконным оставлено без удовлетворения.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, правильно его истолковал, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Вывод суда об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявления Ларионова А.А. мотивирован проанализированными в решении положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ (пункты 1,2 статьи 36, статьи 34,40,44), регламентирующие процедуру, порядок избрания главы муниципального образования, вступления его в должность, структуру и полномочия органов местного самоуправления, а также систему муниципальных правовых актов, порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, правовыми нормами Устава городского округа "город Улан-Удэ" в части избрания мэра города, срока его полномочий, Регламента Улан-Удэнского городского Совета депутатов, которые правильно применены к спорному правоотношению, содержит ссылки на имеющиеся в деле и исследованные в судебном заседании доказательства, подтверждающие данный вывод и получившие оценку в решении по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы о несогласии с выводом суда о том, что Ларионов А.А., будучи депутатом не мог не знать о порядке вступления в силу нормативного акта, основанием для отмены судебного решения не является, поскольку не имеет правового значения для разрешения настоящего дела.
Придя к выводу о необоснованности заявленных требований Ларионова А.А., суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, правильно исходил из того, что оспариваемым заявителем решением какие-либо его права и законные интересы не нарушены; имея возможность выдвижения своей кандидатуры на должность мэра города Улан-Удэ, Ларионов А.А. такого предложения не вносил, тем самым реализовав свое активное избирательное право. Кроме того, на момент разрешения спора внесенные изменения в Устав городского округа "город Улан-Удэ" действовали, при принятии обжалуемого решения какие-либо нарушения названных нормативных актов, которые бы свидетельствовали об умалении прав заявителя, не установлены.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что нарушения положений п. 9 ст. 36 ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не установлено.
Часть 9 статьи 36 ФЗ от 06.10.2003г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ, на момент принятия решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ... указанная правовая норма отсутствовала.
Данная правовая норма предусматривает, что в случае внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, предусматривающих избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся, если муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пункт 1.45 решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ... предусматривающий, что после истечения срока полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ... , или после досрочного прекращения полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ... , избрание мэра города производится городским Советом из своего состава" в течение 2 месяцев со дня истечения пятилетнего срока полномочий или досрочного прекращения полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ... , вступил в силу со дня его официального опубликования после государственной регистрации ... (опубликовано в газете "Правда Бурятии-Неделя" N25 от 23.06.2011г.).
Поскольку по данному делу датой, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является ... (на что указывает представитель Сысоева А.Т.), а изменения, предусматривающие избрание мэра города Улан-Удэ, касающиеся избрания мэра после истечения срока полномочий или досрочного прекращения полномочий мэра, избранного ... года, вступили в силу ... года, оснований для вывода о том, что избрание мэра города городским Советом из своего состава является незаконным, не имеется.
Данный довод имел бы правовое значение при разрешении вопроса о признании недействующими положений Устава города Улан-Удэ, предусматривающих избрание мэра города городским Советом из своего состава.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что статья 54 Устава города Улан-Удэ регулирует исключительно только максимальный срок для исполняющего обязанности мэра города в 2 месяца с момента истечения полномочий Айдаева Г.А., подлежат отклонению.
Несостоятельными признаны доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел разъяснения Конституционного Суда РФ, изложенные в определении от 07 февраля 2012 г. N 275-О-О по жалобе гражданина ФИО13, поскольку решение об изменении порядка избрания мэра вступило в силу ранее даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования вправе был бы принять решение о назначении очередных или досрочных выборов главы муниципального образования.
Доводы апелляционных жалоб о том, что судом неверно определен момент истечения срока полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ... , как имеющий значение для определения момента вступления в силу изменений в Устав города Улан-Удэ, предусматривающих возможность избрания нового мэра из числа депутатов городского совета, подлежат отклонению.
По данному делу дата истечения полномочий мэра Айдаева Г.А. правового значения не имеет, поскольку изменения, внесенные в Устав города, согласно которым после истечения срока полномочий мэра города, избранного на муниципальных выборах ... , или после досрочного прекращения его полномочий, избрание мэра города производится городским Советом из своего состава, вступили в силу ... года.
Вместе с тем, руководствуясь требованиями избирательного законодательства, следует признать, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ... полномочия мэра Айдаева Г.А. истекли.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" федеральные законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Закону. Если иной федеральный закон противоречит настоящему Федеральному закону, применяются нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, содержащиеся в названном Федеральном законе положения имеют приоритет перед другими нормативными актами, регулирующими отношения, связанные с проводимыми в Российской Федерации выборами.
Поскольку исчисление сроков, определенных законодательством РФ о выборах, урегулировано ст. 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то при исчислении срока окончания полномочий мэра города, избранного на определенный срок, необходимо руководствоваться п. 1 ст. 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Поэтому вывод суда первой инстанции о том, что началом течения пятилетнего срока полномочий мэра города, должно являться ... - дата регистрации мэра города Избирательной комиссией, а датой окончания пятилетнего срока является ... , является правильным.
Учитывая публичный характер правоотношений, а также специальный порядок исчисления сроков в избирательном законодательстве, тот факт, что предметом спора являются вопросы, связанные с избранием нового мэра города Улан-Удэ, подлежит применению п. 1 ст. 11.1 Федерального закона"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Оснований для иного вывода об окончании полномочий мэра г. Улан-Удэ не имеется. Неправильного толкования норм материального и процессуального права при разрешении судом первой инстанции данного вопроса судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда основаны на законодательстве, анализ которого дан в решении, соответствуют материалам дела, и не усматривает оснований для несогласия с ними.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного исследования и получили в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ надлежащую правовую оценку в решении суда, выводов суда первой инстанции не опровергают. Доводов, влекущих отмену решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, по данному делу судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Н. Куницына
Судьи: Ж.В. Тубденова
В.А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.