Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А., судей коллегии Казанцевой Т.Б., Ихисеевой М.В., при секретаре Константиновой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 17 марта 2014 г. делопо апелляционной жалобе представителя МУ "Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ" Сукнёвой Т.А. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 декабря 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать МУ Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной в 40 м. юго-восточнее от ул. Северная, 20 "А" г. Улан-Удэ в лесном массиве вдоль лесной дороги, площадью 300 кв.м. в срок до 01 мая 2014 года.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав представителя МУ "Комитет городского хозяйства" Администрации г.Улан-Удэ Гармаеву Л.В., Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Будаева З.Б., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению "Комитет городского хозяйства" Администрации г.Улан-Удэ о понуждении к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной в 40 м. юго-восточнее ул. Северная, 20 "А" г.Улан-Удэ, в лесном массиве вдоль лесной дороги.
Иск мотивирован тем, что органами местного самоуправления муниципального образования "г.Улан-Удэ" не принимаются меры, направленные на ликвидацию указанной свалки на площади 300 кв.м.
В судебном заседании представитель ответчика муниципального учреждения "Комитет городского хозяйства" Администрации г. Улан- Удэ Сукнева Т.А. возражала против удовлетворения заявленных требований ввиду того, что закон прямо не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов, на территории муниципального образования в целях организации сбора и вывоза мусора создан и осуществляет свою деятельность Комбинат по благоустройству, ведется работа по организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов. Также полагала, что требования прокурора следует рассматривать в порядке главы 25 ГПК Российской Федерации.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета Сукнева Т.А. просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность тем, что в перечень полномочий органа местного самоуправления не входит обязанность непосредственно осуществлять хозяйственную деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Гармаева Л.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, также представила дополнения к апелляционной жалобе, в которой указывает на обязанность лесничества, лесопарка по содержанию земель лесного фонда.
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Будаев З.Б. возражал по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней, указывал на то, что несанкционированная свалка расположена в пределах городского округа.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и дополнений, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на положения ст.8, 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ, на ст.ст. 3, 4, 7, 51 ФЗ "Об охране окружающей среды"; на п.24, п.25 ст.16 ст. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ; п.25 ст. 5 Устава городского округа "Город Улан-Удэ", на Положение о Комитете городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, исходя из которых Комитет городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, как структурное подразделение Администрации г.Улан-Удэ, обязан принимать меры по организации очистки, уборки территории городского округа г. г.Улан-Удэ.
Согласно ст.13 ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Комитете городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ, утвержденным Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 31.03.2010г. N 134, Комитет создан в целях осуществления управленческих функций в областях жилищно- коммунального и дорожного хозяйства, благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Одной из основных задач комитета является осуществление координации и функционального регулирования деятельности в областях жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды.
Исходя из указанных положений закона и устава, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Довод жалобы о необходимости рассмотрения заявленного требования по правилам главы 25 ГПК РФ, правомерно не был принят во внимание районным судом и не может быть принят во внимание апелляционной инстанцией, так как прокурор обратился в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц, что предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, при этом заявляется требование о совершении определенных действий. Кроме того, данный довод жалобы не свидетельствует о нарушении прав ответчика.
Ссылка жалобы на то, что судом не установлен факт бездействия ответчика, также не может быть принята во внимание, поскольку сам факт нахождения свалки на территории муниципального образования свидетельствует о непринятии должных мер к ликвидации свалки. При этом совершение ответчиком определенных действий, направленных на организацию уборки территории и вывоза мусора, которые не являются достаточно эффективными, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку предпринимаемые Комитетом меры не доказывают отсутствия свалки на территории муниципального образования и необоснованности вывода решения о возложении на Комитет обязанности по организации очистки территории.
Доводы, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку материалами дела установлено, что несанкционированная свалка расположена в лесном массиве в пределах городского округа. Стороной ответчика не представлено достаточных и объективных доказательств о том, что указанный лесной массив, на территории которого расположена несанкционированная свалка, расположен на землях лесного фонда и в границах какого-либо лесничества, лесопарка.
В силу положений ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусмотрена обязанность органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора и в этой связи не может быть принят во внимание довод жалобы о не указании судом нормы права, в соответствии с которой на ответчика может быть возложена обязанность по принятию указанных мер.
Вместе с тем, коллегия полагает обоснованным довод представителя ответчика о том, что на нем не лежит обязанность по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов. Поскольку резолютивная часть решения о возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки допускает двоякое толкование, в том числе о возможности возложения на ответчика обязанности по непосредственной очистке территории, коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на необходимость принятия мер по организации ликвидации свалки.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 13 декабря 2013 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ принять меры к организации ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной в 40 м. юго-восточнее от ул. Северная, 20 "А" г. Улан-Удэ в лесном массиве вдоль лесной дороги, площадью 300 кв.м. в срок до 01 мая 2014 года.
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи коллегии: М.В. Ихисеева
Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.