Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе
председательствующего судьи Шагдаровой Т.А.,
судей коллегии Куницыной Т.Н. и Семенова Б.С.
при секретаре Григорьевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Закаменского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Закаменский район" о признании бездействия в области обеспечения транспортной безопасности на территории МО "Закаменский район" незаконными
по апелляционной жалобе представителя Администрации МО "Закаменский район" Лодоева В.О.
на решение Закаменского районного суда РБ от 16 декабря 2013 года, которым иск прокурора удовлетворен и постановлено:
Признать бездействия администрации МО "Закаменский район" в области обеспечения транспортной безопасности на территории МО "Закаменский район" незаконными.
Обязать администрацию МО "Закаменский район":
- обратиться с заявлением в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности о проведении категорирования автомобильных дорог МО "Закаменский район" Республики Бурятия;
- после проведения категорирования обратиться в специализированную организацию в области обеспечения транспортной безопасности для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры - автомобильных дорог, находящихся в собственности МО "Закаменский район": "Дутулур-Утата- Далахай" протяженностью 94,5 км. "Ехэ-Цакир-Бортой-Цаган-Морин" протяженностью 48,5км., "Закаменск-Холтосон" протяженностью 4,5 км.;
- на основании результатов, проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, разработать планы обеспечения транспортной безопасности автомобильных дорог МО "Закаменский район";
- организовать профессиональную подготовку, обучение и аттестацию специалистов и должностных лиц для работы в области транспортной безопасности и ее обеспечения, в том числе, в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Закаменского района Республики Бурятия.
Установить срок для исполнения решения суда до 01 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения прокурора Габаевой Д.Н., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Закаменского района РБ обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц.
Исковые требования со ссылками на положения ФЗ "О транспортной безопасности" мотивированы тем, что администрация МО "Закаменский район" является субъектом транспортной безопасности, на территории которого расположены муниципальные автомобильные дороги общего пользования. Ответчиком деятельность по осуществлению транспортной безопасности не осуществляется, оценка уязвимости автомобильных дорог, и их категорирование не проводились, планы обеспечения транспортной безопасности не разрабатывались и не утверждались.
В судебном заседании старший помощник прокурора района Доржиева С.Д. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации МО "Закаменский район -Лодоев В.О. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представив отзыв на иск прокурора, в котором не признал исковые требования. Просил в удовлетворении исковых требований прокурора района отказать.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Лодоев просит отменить решение по делу, ссылаясь на то, что Порядком ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 февраля 2010 года N 22 обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти, а не на субъектов транспортной инфраструктуры. Также не установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры обратиться с запросом (требованием) в компетентные органы о проведении категорирования, либо получении их результатов. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится только специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности.
По мнению заявителя жалобы, довод прокурора о том, что отсутствует категорирование и оценка уязвимости автомобильных дорог местного значения, находящихся в муниципальной собственности МО "Закаменский район", является ошибочным и основан на неправильном толковании закона и противоречит понятию объекта транспортной инфраструктуры, данному в ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности", подлежащему применению в рассматриваемых правоотношениях и не являющемуся равнозначным понятию автомобильной дороги, данному в п. 1 ст. 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика не явились, просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Прокурор Габаева Д.Н. с доводами жалобы не согласилась, полагала решение суда вынесено законно и обосновано.
Проверив материалы дела и обсудив их, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
1. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 ноября 2005 года N 357 администрации МО "Закаменский район" переданы автомобильные дороги общего пользования местного значения, в том числе "Дутулур-Утата-Далахай" протяженностью 94,5 км., "Ехэ-Цакир-Бортой-Цаган-Морин" протяженностью 48.5 км., "Закаменск-Холтосон" протяженностью 4,5 км.
Согласно п. 10 ст. 6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" (в редакции от 23 июля 2013 года, действовавшей на момент рассмотрения дела судом) под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно п. 5 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" (в той же редакции) объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование
Из изложенного следует, что автомобильные дороги являются частью транспортной инфраструктуры, владельцы которых являются субъектами транспортной инфраструктуры.
Поэтому довод жалобы в этой части не может быть принят во внимание.
2. Довод о незаконности возложения обязанности обратиться с запросом о проведении категорирования, также подлежит отклонению.
Согласно пп. 5.7, 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года N 42, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ (объектов транспортной инфраструктуры) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено то что истец не просит возложить на ответчика обязанность непосредственно осуществить категорирование и оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, а просит возложить обязанность обратиться с соответствующими заявлениями в компетентные органы.
Статьей 9 Устава МО "Закаменский район" также предусматривается, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что на момент рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции вступил в силу Федеральный закон от 03 февраля 2014 года N 15-ФЗ, которым в Федеральный закон "О транспортной безопасности" введен п. 4 ч. 2 ст. 12, вменивший субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам в обязанность предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного ст. 6 указанного ФЗ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 16 декабря 2013 года по иску прокурора Закаменского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Закаменский район" о признании бездействия в области обеспечения транспортной безопасности на территории МО "Закаменский район" незаконными оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья: Т.А. Шагдарова
Судьи коллегии: Т.Н. Куницына
Б.С. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.