Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей коллегии Булгытовой С.В., Казанцевой Т.Б., при секретаре Бадмажаповой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 03 марта 2014 г. делопо апелляционной жалобе представителя ОАО "МРСК Сибири" Ахмедовой О.С. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 19 декабря 2013 года, которым постановлено:
Обязать ОАО "МРСК Сибири" прекратить начисления по общедомовому прибору учета электроэнергии по адресу: " ... ", произвести перерасчет платы за электроэнергию, начисленной Герасимовой О.А..
Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав представителя ОАО "МРСК Сибири" Русина А.Е., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Герасимова обратились в суд с иском к ОАО "МРСК Сибири" о возложении на ответчика обязанности прекратить начисления по общедомовому прибору учета электроэнергии, произвести перерасчет начисленной платы за электроэнергию с 01.05.2013 года по настоящее время.
Исковые требования мотивированы тем, что в 2012г. ответчиком необоснованно установлен общедомовой прибор учета электроэнергии в доме " ... " которого проживает истица, так как по заключению комиссии от 05.06.2006 года, дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании Герасимова исковые требования поддержала, пояснила, что с мая 2013 года для жильцов дома расчет потребленной энергии стал производится исходя из показаний общедомового прибора учета, что является неправомерным, поскольку в аварийном доме нельзя устанавливать общедомовой прибор учета.
Представитель ОАО "МРСК Сибири" Ахмедова в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что установка филиалом ОАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" в доме истицы на безвозмездной основе общедомового прибора учета электрической энергии не противоречит закону, как и фактическое начисление расходов на общедомовые нужды. По мнению Ахмедовой отсутствие обязательности учета не означает запрета на его организацию, Федеральный закон от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит запрета на оборудование аварийного дома, подлежащего сносу до 01.01.2013 года, коллективным прибором учета.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Ахмедова просит его отменить, ссылаясь на те же доводы, что и в суде, а также на ст. 210 ГК Российской Федерации, ч. 1 ст. 153, ст. 154 ЖК Российской Федерации, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и указывая на то, что с даты, когда у граждан возникает законное право пользования объектом недвижимости, у них возникают обязательства по уплате коммунальных платежей, в том числе на общедомовые нужды.
Также в жалобе указано, что в ч. 1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ приведен перечень объектов-исключений, на которых учет электроэнергии не осуществляется, к таким объектам относятся ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 01 января 2013 года, дом, в котором проживает истица, признан аварийным и подлежащим сносу, однако дата и период сноса указанного дома не установлены. Кроме того, отсутствие обязательного учета не означает запрет на его организацию.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Русин доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и обсудив их, коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом, дом " ... ", где проживает истица, согласно заключения межведомственной комиссии от 05.06.2006 года признан аварийным и подлежащим сносу. В 2012 году на доме ответчиком установлен прибор учета общедомового потребления электроэнергии.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Указанные требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Исходя из приведенных положений закона, является правильным вывод решения о необоснованном установлении на дом " ... " общедомового прибора учета электрической энергии.
Доводы жалобы о том, что Федеральный закон N 261-ФЗ не содержит прямого запрета сетевой организации своими силами устанавливать общедомовые приборы учета на аварийные и подлежащие сносу дома, не может быть принят во внимание, поскольку исключение законодателем жильцов аварийных домов из категории потребителей, в отношении которых должен быть организован учет используемых энергетических ресурсов при помощи общедомовых приборов учета, означает фактический запрет учета использования энергии в таких домах общедомовыми приборами учета.
При этом отсутствие прямого запрета на установку таких приборов за счет ресурсоснабжающих организаций не означает возможности использования данных общедомовых приборов учета при исчислении платы за электроэнергию для жильцов ветхих и аварийных домов.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что исключения, предусмотренные ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, распространяются лишь на аварийные объекты, которые подлежат сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 года, основаны на неправильном толковании закона. Дата 01.01.2013г., указанная в законе, касается объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до указанного срока, и не относится к аварийным объектам и ветхим домам, каковым является многоквартирный дом истцов, сроки сноса которого не установлены.
Ссылки жалобы на правовые нормы, предусматривающие обязанность потребителя уплачивать коммунальные платежи и оплачивать коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, не свидетельствуют о необоснованности решения суда, так как не подтверждают законности определения платы за энергетические ресурсы, использованные на общедомовые нужды, исходя из показаний прибора учета, установленного в аварийном доме.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 19 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.