Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.
судей Омарова Д.М., Мустафаевой З.К.
при секретаре Алимове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе и.о. Министра финансов Республики Дагестан Исламова А.И. на решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 19 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов РД за счет средств Федерального бюджета из казны Республики Дагестан в пользу Талибовой Н. Б. 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Взыскать с Министерства финансов РД в доход государства госпошлину 8200,00 (восемь тысяч) рублей".
Заслушав доклад судьи Мустафаевой З.К., выслушав объяснения представителя МинФина РД Магомедова М.Х., полагавшего решение суда подлежащим отмене, объяснения представителя администрации МР "Дербентский район" Зейфетдинова М.Б., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Талибова Н.Б. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РД, администрации МР "Дербентский район", ГО ЧС администрации "Дербентский район" о возмещении ущерба, причиненного имуществу в результате стихийного бедствия в сумме 500000 рублей и взыскании морального вреда в размере 30 000 рублей, мотивируя тем, что в ночь с 9-10 октября 2012 года, в результате сильных ливневых дождей ей и членам ее семьи причинен значительный материальный ущерб: серьезно пострадал ее дом, вода поднялась в комнатах более чем на 60 см., все стены потрескались, пол провалился, предметы домашнего обихода (холодильник, кухонная мебель и другое имущество) пришло в негодность.
Комиссией, созданной администрацией МР "Дербентский район", составлен акт обследования утраченного имущества, согласно которого размер ущерба, причиненного истице стихией природного характера, составляет 500 тысяч рублей.
С письменным заявлением истица обратилась в адрес главы администрации МР "Дербентский район" об оказании финансовой помощи за счет средств казны РД в счет компенсации ущерба за утраченное имущество.
Несмотря на то, что Постановлением Правительства РФ N492 от 10 июля 2002 года предусмотрено оказание государственной помощи пострадавшим как за полностью, так и за частично утраченное имущество, подтвержденного актом, составленного комиссией при администрации муниципального образования, а также то, что лица, проживающие в соседстве с ней, получили финансовую помощь, Талибова Н.Б. не получила ни ответа на свое заявление, ни финансовую помощь.
На ее обращение по этому поводу в администрацию Дербентского района и МЧС г. Дербента ей сообщили, что она не включена в список граждан, пострадавших в результате ливневых дождей, прошедших 9-10 октября 2012 г. на территории с. Сабнава на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, поскольку она опоздала с подачей заявления.
Между тем, с заявлением об оказании финансовой помощи она обращалась в числе первых и, кроме того, ФЗ N68-ФЗ от 21.12.1994г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера" предусматривая право граждан РФ на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, не определяет срока, в течение которого гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением о возмещении вреда.
В течение длительного времени - около 10 месяцев - она обивала пороги администрации Дербентского района в ожидании финансовой помощи, проживая с детьми в полуразрушенном доме. Все это время она нервничала, поскольку органы государственной власти Дербентского района и местного самоуправления не исполнили предусмотренные законом свои обязанности по оформлению документов, в связи с чем ей причинен моральный вред, который она оценивает в 30 000 рублей.
В связи с изложенным, просит суд взыскать с Министерства финансов РД за счет казны РД в ее пользу в счет возмещения вреда 500 тысяч рублей, причиненного в результате стихийных гидрологических явлений, имевших место в 9-10 октября 2012 г., и возмещение морального вреда 30 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
На указанное решение представителем Министерства финансов Магомедовым М.М. подана апелляционная жалоба, в которой он ставит вопрос об отмене указанного судебного постановления.
В обоснование доводов жалобы указывается на то, что в качестве основания для удовлетворения исковых требований суд указал, что Постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 г. N492 предусмотрено оказание государственной помощи пострадавшим как за полностью, так и за частично утраченное имущество.
Обращает внимание коллегии, что указанное Постановление Правительства РФ от 01.07.2002 г. N492 было издано в целях ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа и никакого отношения к возмещению вреда причиненного в результате прошедших 9-10 октября 2012 года на территории Республики Дагестан, в том числе в Дербентском районе, ливневых дождей не имеет.
Далее указано, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22.12.2012г. N2455-р в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших 9-10 октября 2012 года на территории Республики Дагестан ливневых дождей, сопровождавшихся сходом селей для оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и финансовой помощи гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество первой необходимости из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий были выделены бюджетные ассигнования в размере 438 млн. рублей для осуществления выплат. Согласно распоряжению Правительства РД от 06.05.2013г. N119-р администрации МО "город Дербент" было выделено 400 650 000 рублей, а администрации МО "Дербентский район" было выделено 31910000 рублей из средств, поступивших на эти цели из федерального бюджета. Причем, согласно пункту 114 Приложения N 4 к распоряжению Правительства Республики Дагестан от 6 мая 2013 г. N 119-р Талибова Н.Б получила единовременную материальную помощь в размере 50 000 рублей.
Учитывая, что представитель администрации МО "Дербентский район" и представитель ГО ЧС Дербентского района иск признали и указали что именно в результате их ошибочных действий (бездействия) Талибова Н.Б. не была включена комиссией при администрации МО "Дербентский район" в список граждан на получение помощи в связи с утратой имущества, суд фактически установил незаконные действия (бездействие) муниципальных органов Дербентского района.
Незаконность действий органа государственной власти Республики Дагестан, а именно Министерства финансов РД, в ходе рассмотрения дела не установлена, таким образом, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца.
Также суд рассмотрел исковое заявление без надлежащего извещения Министерства финансов РД.
После обращения в Дербентский районный суд, с просьбой направить копии документов, приложенных к исковому заявлению для того, чтобы представить мотивированный письменный отзыв, а также копию определения о принятии заявления к производству, чтобы разрешить вопрос о территориальной подсудности данного дела, суд направил запрошенные документы письмом лишь 06.09.2013г., которое поступило в Министерство финансов РД 11.09.2013г. При этом ни в одном из писем, направленных в Министерство финансов РД, так и в определении Дербентского районного суда РД от 16.08.2013г. не указано о том, что дело будет рассмотрено 19 сентября 2013г.
Кроме того, суд в установленном порядке не привлек в качестве соответчика администрацию МО "Дербентский район".
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены: судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В статье 10 данного Закона определены полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает их исполнение, обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Правительством Республики Дагестан 06 мая 2013 года издано распоряжение N 119-р о направлении бюджетных ассигнований из средств, поступивших из федерального бюджета в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 2455-р, в сумме 432560,0 тыс. рублей на финансовое обеспечение расходов на возмещение вреда, причиненного в результате прошедших 9-10 октября 2012 года на территории Республики Дагестан ливневых дождей, сопровождавшихся сходом селей, из них: 31910,0 тыс. рублей - администрации муниципального образования "Дербентский район", в том числе:
27000,0 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости с распределением согласно приложению N 3;
4910,0 тыс. рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи с распределением согласно приложению N 4.
Таким образом, нормативными правовыми актами в целях ликвидации последствий паводка, произошедшего 9-10 октября 2012 года на территории города Дербента и Дербентского района, предусмотрено выделение гражданам безвозмездных субсидий.
Из материалов дела усматривается, что в ночь с 9-10 октября 2012 года в результате сильных ливневых дождей Талибовой Н.Б. и членам ее семьи причинен значительный материальный ущерб.
Данное обстоятельство подтверждается актом обследования имущества, расположенного по адресу: с.Сабнава, Дербентского района. Из заключения комиссии усматривается, что имущество Талибовой Н.Б. утрачено частично, ущерб причинен на сумму 500000 рублей.
Из показаний представителя администрации Дербентского района Зейфетдинова М.Б. усматривается, что истица в список граждан на получение финансовой помощи в связи с повреждением имущества по их вине включена не была.
Как указано выше, предоставление дотации в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших 9-10 октября 2012 года на территории Республики Дагестан ливневых дождей был определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 2455-р в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (п. 4).
В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования и Порядок оформления документов для выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 2 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22.
В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации территории.
Во исполнение указанных требований органом местного самоуправления - МР "Дербентский район" - подготовлен список граждан на получение единовременной материальной помощи и список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества.
В список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества Талибова Н.Б. включена не была.
Иного порядка получения компенсации гражданам Дербентского района в связи с утратой имущества первой необходимости в результате ливневых дождей, произошедших 9-10 октября 2012 года, кроме как прямого софинансирования путем оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании финансовой помощи с Министерства финансов РД без соблюдения вышеуказанного порядка, нельзя признать законным и обоснованным.
Доводы искового заявления Талибовой Н.Б. о том, что она необоснованно не включена в список лиц на получение финансовой помощи по вине администрации Дербентского района и ГО ЧС администрации МР "Дербентский район" не имеют правового значения для разрешения данного вопроса, поскольку указанные действия администрации, ею не обжалованы.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Принимая во внимание, что судом неправильно применены нормы материального права, которые привели к неправильному разрешению дела, постановленное судом решение в части взыскания с Министерства финансов РД 500000 рублей подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дербентского районного суда от 22 октября 2013 года в части взыскания с Министерства финансов РД за счет средств федерального бюджета из казны Республики Дагестан в пользу Талибовой Н. Б. 500000 (пятьсот тысяч) рублей отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.