Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.,
судей - Хираева Ш.М., Магомедовой А.М.
при секретаре - Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан на решение городского суда г.Дагестанские Огни Республики Дагестан от 21 января 2014 года по делу по заявлению С.а С. С. оглы о признании незаконным решения органа исполнительной власти,
УСТАНОВИЛА:
Садиев С.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по своевременному перечислению единовременной денежной выплаты в размере 2.232.000 (два миллиона двести тридцать две тысячи) рублей со своего лицевого счета на счет продавца жилого помещения Айдаевой Т. А. кызы по договору купли-продажи земельного участка с жилым домом, заключенного 03 апреля 2013г. с покупателем С.ым С. С. оглы и членами его семьи на основании гарантийного письма, выданного Минстроем Республики Дагестан 27 декабря 2012г. за N 04.2-4606 на имя С.а С. С. Оглы, и возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда осуществить перечисление единовременной денежной выплаты в размере "." рублей со своего лицевого счета на счет продавца жилого помещения Айдаевой Т. А. кызы по указанному договору купли-продажи земельного участка с жилым домом, а также с требованием о взыскании с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в пользу С.а С. С. оглы расходов по оплате услуг представителя в размере "." рублей.
В обоснование своих требований указал, что он проходил службу в Вооруженных Силах РФ в период с 1973 г. по 1995г. в звании ".". Приказом командующего Оперативной группы Российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова по личному составу от "дата"г. за N 09-ПМ, он уволен из Вооруженных Сил РФ в связи с организационно - штатными мероприятиями, выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 5 месяцев 16 дней, в том числе в льготном исчислении 22 года 5 месяцев 28 дней.
Учитывая, что он отвечает всем критериям, установленным действующим законодательством, он обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан с заявлением об обеспечении жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан заявление Садиева С.С. рассмотрено, проверено учетное дело и приложенные к заявлению документы, признано его законное право на получение жилищного сертификата и выдано гарантийное письмо за N 04.2-4606 от "дата", которым удостоверено, что заявителю предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения в размере "." рублей, из расчета необходимости обеспечения гражданина (и членов семьи) жилым помещением общей площадью 90 кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на IV квартал текущего финансового года ".", установленного Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству для Республики Дагестан.
На основании гарантийного письма по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Садиев С.С. и члены его семьи "дата" заключили договор купли-продажи жилого дома (литер А) общей площадью - 105.47 м2 в т.ч. жилой 73.55 м2, жилого дома (литер (А) общей площадью 30,33 м2 в т.ч. жилой 26,43 м2 расположенного на земельном участке площадью 932,07 м2 по адресу: Республика Дагестан, "адрес". Общая сумма оценки жилого помещения и земельного участка по договору составляет - "." рублей.
Договор зарегистрирован в Дагогнинском межрайонном отделе УФСГКиК по Республике Дагестан 26 апреля 2013 г. На основании указанного договора заявителем и членами его семьи получены свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности.
Садиев С.С. обратился с указанным заявлением 26 ноября 2013г., с просьбой перечислить единовременную денежную выплату, предоставленную Гарантийным письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 27.12.2012г. за N 04.2-4606, в счет оплаты приобретения жилого помещения по договору купли - продажи.
В указанный срок перечисление денежных средств на счет продавца жилого помещения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан не осуществлено. Как усматривается из письменного ответа указанного уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан, удовлетворение заявления Садиева С.С. не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета, в связи с чем перечисление денежных средств на счет продавца в ближайшее время не представляется возможным.
Решением городского суда г.Дагестанские Огни Республики Дагестан от 21 января 2014 года заявление Садиева С.С. удовлетворено, судом постановлено: "Признать бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по своевременному перечислению единовременной денежной выплаты в размере "." рублей со своего лицевого счета на счет продавца жилого помещения Айдаевой Т. А. кызы по договору купли - продажи земельного участка с жилым домом заключенного "дата"г. с покупателем С.ым С. С. оглы и членами его семьи на основании гарантийного письма выданного Минстроем РД "дата"г. за N 04.2-4606 на имя С.а С. С. Оглы.
Возложить обязанность на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу осуществить перечисление единовременной денежной выплаты в размере "." рублей со своего лицевого счета на счет продавца жилого помещения Айдаевой Т. А. кызы по договору купли - продажи земельного участка с жилым домом заключенного "дата"г. с покупателем С.ым С. С. оглы и членами его семьи на основании гарантийного письма выданного Минстроем РД "дата"г. за N 04.2-4606 на имя С.а С. С. Оглы. Реквизиты счета: наименование банка получателя Северо-Кавказкий Банк ОАО "Сбербанк России" "адрес", Дагестанское отделение N 8590, номер счета N, ИНН- N, БИК- N, Корсчет - N, Рас/счет- N, ОКПО- N, КПП- N, ОКАТО- N, N.
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в пользу С.а С. С. оглы расходы по оплате услуг представителя в размере "." рублей".
В апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан содержится просьба об отмене решение суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы указывается, что Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлены порядок и условия обеспечения жилыми помещениями бывших военнослужащих и членов их семей. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 года N 280 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы. Согласно статье 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению жильем граждан, указанных в данном законе, за счет средств федерального бюджета. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций.
В настоящее время обеспечить жильем (предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья) Садиева С.С. не представляется возможным, так как денежные средства на реализацию указанных нормативных правовых актов, финансируемые за счет средств федерального бюджета, в 2013 году и по состоянию на 17.02.2014г. не поступили в республиканский бюджет Республики Дагестан, Минстрой РД. Указанное подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств N Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан на 01.02.2014г. и бухгалтерской справкой начальника отдела финансово экономического анализа, социальной политики и бухгалтерской отчетности Минстроя РД по состоянию на 17.02.2014г., что на лицевом счете министерства по КБК N (обеспечение жильем отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы) отсутствуют финансовые средства.
Кроме того, указывает, что главными распорядителями субвенций из федерального бюджета на цели реализации Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ и осуществления контроля и надзора за реализацией переданных полномочий является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также Федеральное казенное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ". В связи с тем, что их участие при рассмотрении дела обязательно, просят привлечь указанные органы к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
На апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Садиевым С.С. поданы письменные возражения о не согласии с доводами жалобы.
В возражениях указывает, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан признало за ним право на получение единовременной денежной выплаты и выдало ему гарантийное письмо, удостоверяющее это право. Возлагая обязанность на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по перечислению единовременной денежной выплаты в счет обеспечения жилищных прав заявителя, суд первой инстанции законно исходил из того, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан является специально уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в рамках выполнения обязательств, возложенных на субъекты Российской Федерации Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Следовательно, не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы относительно того, что к участию в деле необходимо привлечь в качестве третьих лиц Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральное казенное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ".
В связи с изложенным считает, что доводы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о том, что отсутствие финансирования может, по их мнению, служить основанием для отказа заявителю в получении гарантированной ему законодательством единовременной денежной выплаты на приобретения жилья, являются незаконными.
На возражения Садиева С.С. поступил отзыв Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, соответствующий по своему содержанию поданной апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Бухсаева А.Ф., просившего отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы, объяснения Садиева С.С., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан без удовлетворения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статей 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342 -ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" - Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
предоставление жилого помещения по договору социального найма;
предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с частью 2 названной нормы - Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 года N 280 во исполнение Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" утвержден Порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, которым определяется механизм обеспечения жилыми помещениями граждан уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан может осуществляться за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, предоставления жилого помещения по договору социального найма или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Как установлено судом Садиев С.С. проходил службу в Вооруженных Силах РФ в период с 1973 г. по 1995 г. Приказом командующего оперативной группы Российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова по личному составу от 02 октября 1995г. за N 09-ПМ, он уволен из Вооруженных Сил РФ в связи с организационно - штатными мероприятиями, выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 5 месяцев 16 дней, в том числе в льготном исчислении 22 года 5 месяцев 28 дней.
Постановлением Администрации г.Дербента от 13 апреля 1998 года N 45/5 Садиев С.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Ранее жильем по договору социального найма не обеспечивался и субсидию на приобретение жилья не получал.
Учитывая, что он отвечает всем критериям, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан признано его законное право на получение жилищного сертификата и выдано гарантийное письмо за N 04.2-4606 от 27 декабря 2012 г., которым удостоверено, что заявителю предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения в размере "." рублей, из расчета необходимости обеспечения гражданина (и членов семьи) жилым помещением общей площадью 90 кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на IV квартал текущего финансового года "." рублей, установленного Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству для Республики Дагестан.
На основании указанного гарантийного письма Садиев С.С. и члены его семьи 03 апреля 2013 г. заключили договор купли-продажи жилого дома (литер А) общей площадью - 105.47 м2 в т.ч. жилой 73.55 м2, жилого дома (литер (А) общей площадью 30,33 м2 в т.ч. жилой 26,43 м2 расположенного на земельном участке площадью 932,07 м2 по адресу: Республика Дагестан, "адрес". Общая сумма оценки жилого помещения и земельного участка по договору составляет - "." рублей. Данный договор зарегистрирован в Дагогнинском межрайонном отделе УФСГКиК по Республике Дагестан "дата" На основании указанного договора заявителем и членами его семьи получены свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности.
Изложенные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Садиев С.С. 26 ноября 2013г. обратился в уполномоченный орган с заявлением о перечислении единовременной денежной выплаты, предоставленной Гарантийным письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 27.12.2012г. за N 04.2-4606 для приобретения жилого дома за счет средств федерального бюджета по договору купли - продажи от 03 апреля 2013 г. Однако в указанный срок перечисление денежных средств на счет продавца жилого помещения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан не осуществлено. Как усматривается из письменного ответа указанного уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан, удовлетворение заявления Садиева С.С. не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
Таким образом, удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что право заявителя на получение единовременной денежной выплаты по гарантийному письму реализовано не было, по причине, не зависящей от воли Садиева С.С.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
В силу пункта 3 статьи 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы.
Неисполнение Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан возложенной на них правовыми актами обязанности по перечислению единовременной денежной выплаты со своего лицевого счета на счет продавца жилого помещения, предоставленной по гарантийному письму от 27.12.2012г. за N 04.2-4606, по существу является бездействием указанного уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан, чем нарушаются права заявителя.
Отсутствие либо недостаточность бюджетного финансирования уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан уволенных с военной службы, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для отказа в осуществлении обязательств - отсутствие финансирования.
Согласно ст.255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и фактически сводятся к переоценке доказательств, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, оснований для переоценки доказательств не имеется.
При таких обстоятельствах законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции не вызывает сомнений и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение городского суда г.Дагестанские Огни Республики Дагестан от 21 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.