Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Алиевой Э.З.
судей - Загирова Н.В., Устаевой Н.Х.
при секретаре судебного заседания - Билаловой Н.Б.
рассмотрела апелляционную жалобу начальника УСЗН в "адрес" Акимова на решение Ахтынского районного суда РД от 10 января 2014 года, которым постановлено: "исковые требования Абдуллаевой Ф.И. удовлетворить. Взыскать с Управления социальной защиты населенияМР " "адрес"" в пользу Абдуллаевой Ф.И. N рублей в качестве компенсации понесенных расходов за приобретенное твердое топливо, а также понесенных расходов по уплате государственной пошлины в размере N рублей".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Загирова Н.В., возражения представителя истца по доверенности Таибова Я.Г., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдуллаева Ф. И. обратилась в Ахтынский районный суд РД с иском к Управлению социальной защиты населения в MP " "адрес"" РД о взыскании компенсации по коммунальным услугам за приобретенное твердое топливо, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины, мотивируя это тем, что Управление социальной защиты населения в МО " "адрес"" своим решением от 28 ноября 2013 года за N11-13 отказало ей компенсировать расходы за приобретенное твердое топливо, хотя она входит в категорию льготников, имеющих право на льготы по коммунальным услугам, ссылаясь на то, что компенсировать расходы будут только по тем документам о приобретении твердого топлива, которые приобрели у ООО "Дружба", зарегистрированного в "адрес" РД. Такое решение, считает истец, Управления социальной защиты населения в MP " "адрес"" РД противоречит ст. 55 Закона РФ "Об образовании" и Закону РД от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа". В соответствии с Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 года N 20 "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РД", педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений по розничным ценам, установленным Правительством РД, а в качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение твердого топлива принимаются выданные торгующей организацией или же индивидуальными предпринимателями платежные документы, подтверждающие факт оплаты твердого топлива, его стоимости и дате приобретения. Законодатель субъекта РФ, установив компенсацию затрат на приобретение и доставку твердого топлива в ограниченных пределах, фактически лишил ее права на бесплатную жилую площадь с отоплением, гарантированного Федеральным законом "Об образовании", и тем самым ухудшил ее положение. Конституционным Судом Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года признан абзац второй части 1 статьи 4 Закона республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункт 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденного Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 года N20, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством РД для топливо- снабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов, подтвержденных документами установленной формы, не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях стабильно функционирующих торгующих организаций, обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, ее доставку по месту жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень социальной защиты. Постановлением Правительства РД от 10 ноября 2012 года N 252 установлен 66,45 кг угля на один квадратный метр жилого помещения на отопительный сезон. У нее N квадратных метров жилого помещения, ей положено за 2012 год 10,632 тонн угля. Так как в ООО "Дружба" она не смогла приобрести уголь, ей пришлось покупать его в ООО "Руслан и К". Когда она его покупала, Республиканской службой по тарифам не были установлены цены ни одной организации, которая торгует твердым топливом, в том числе и ООО "Дружба". Указанные льготы она получала до 2012 года, хотя и с опозданием, после предоставления квитанции об оплате за твердое топливо. Управлением социальной защиты населения в MP " "адрес"", расходы не оплачиваются, ссылаясь на поручение Министерства Труда и социального развития РД, которое противоречит Российскому законодательству. От имени ООО "Дружба" в районе реализовывали бланки квитанций; а сама организация не поставила ни одного килограмма угля в 2012 году, поэтому она покупала уголь у ООО "Руслан и К" за 2012 год на сумму N рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
На данное решение начальником УСЗН в МО " "адрес"" Акимовым Ф.К. подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям. Копии документов, подтверждающие фактически произведенные расходы, являются основанием для осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы за приобретенное твердое топливо исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.
В отопительном периоде 2011 - 2012 годов компенсация расходов за приобретенное твердое топливо (уголь, дрова) педагогическим работникам образовательных учреждений осуществлялась по ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан. При этом указанные цены были утверждены постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 июня 2011 года N 184 "О розничных ценах на уголь и дрова, реализуемые населению в пределах утвержденных лимитов потребления в Республике Дагестан".
Вместе с тем, постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года N 1-П абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункт 15 Порядка, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтверждённых документами установленной формы, признаны не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, его доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
Так, согласно постановлению Конституционного Суда Республики Дагестан твердое топливо в достаточном количестве в Республику Дагестан не завезено и эффективно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), которые занимаются завозом топлива, его доставкой в сельскую местность и реализующих указанное топливо по розничным ценам, нет.
С учетом изложенного, в целях приведения норм законодательства Республики Дагестан в соответствие с постановлением Конституционного Суда Республики Дагестан от 25 апреля 2012 года (которым абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 года N 64 и пункт 15 Порядка были признаны не соответствующими статьям 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан) 5 октября 2012 года был принят Закон Республики Дагестан за N 56 "О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Дагестан "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа"", согласно которому из части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2012 года N 64 исключены слова "по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан,".
Кроме того, 30 ноября 2012 года Правительством Республики Дагестан было принято постановление N 411 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Дагестан", в соответствии с которым внесены соответствующие изменения в Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан, а постановления Правительства Республики Дагестан от 9 февраля 2009 года N 29 "О Порядке предоставления за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан субсидий топливоснабжающим организациям на возмещение разницы в ценах на твердое топливо, реализуемое населению" и от 14 июня 2011 года N 184 "О розничных ценах на уголь и дрова, реализуемые населению в пределах утвержденных лимитов потребления в Республике Дагестан" были признаны утратившими силу.
Кроме того, постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года N 411 Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее также РСТ РД) поручено в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке розничные цены на твердые виды топлива (уголь, дрова), реализуемые населению, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их завоз и реализацию в расчете на единицу топлива.
Пунктом 15 Порядка (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 года N 411) установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в домах с печным отоплением, компенсируются фактически произведенные расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку.
Таким образом, с учетом внесенных изменений компенсация расходов на приобретение твердого топлива педагогическим работникам образовательных учреждений должна осуществляться исходя из экономически обоснованных цен, установленных РСТ РД
. при этом розничные цены на твердое топливо РСТ РД были установлены лишь для организаций ООО "Дружба" и ООО "Буйнакское топливно-сбытовой предприятие", в то время как обеспечением населения республики твердым топливом занимается более 15 организаций. Педагогические работники для получения компенсаций представляют в УСЗН платежные документы не только ООО "Дружба", но и других организаций. Однако осуществить компенсацию расходов не представляется возможным в связи с отсутствием установленных для них розничных цен.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ответчика, который извещен о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции (уведомление приобщено к материалам дела), о причине неявки своего представителя не сообщил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 N 64 (ред. от 05 марта 2014) "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (принят Народным Собранием РД 28 декабря 2004) компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам осуществляется в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты.
Размер компенсации определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, а при отсутствии соответствующих приборов учета - исходя из нормативов потребления природного газа и электроэнергии на нужды отопления и освещения, но не более фактически произведенных педагогическими работниками расходов на указанные цели.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
Ст. 2 этого же Закона предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определяется Правительством Республики Дагестан.
Постановлением Правительства РД от 28 января 2011 N 20 (ред. от 18 ноября 2013) "Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан" (вместе с "Перечнем категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан") такой порядок определен.
Постановлено, что педагогическим работникам компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты по представлении ими документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер компенсации педагогическим работникам определяется исходя из фактической площади жилых помещений, фактических объемов потребления тепловой энергии, природного газа и электроэнергии на нужды отопления (при использовании электроэнергии на нужды отопления жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками) и освещения, определяемых по показаниям соответствующих приборов учета.
При наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива исходя из расчета на единицу площади жилых помещений, производимого в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, по розничным ценам, установленным Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов.
В качестве документов о фактически произведенных расходах на приобретение и доставку твердого топлива принимаются выданные организациями (индивидуальными предпринимателями) платежные документы, подтверждающие факт оплаты, содержащие сведения о виде и количестве приобретенного топлива, его стоимости и стоимости его доставки и дате приобретения: кассовый чек с приложением товарного чека или иные документы, приравненные к кассовому чеку, оформленные на бланках строгой отчетности в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
Размер компенсации расходов по доставке твердого топлива отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (за исключением педагогических работников образовательных учреждений), определяется исходя из фактически понесенных гражданами расходов по оплате транспортных услуг по доставке приобретенного твердого топлива, подтверждаемых документально, но не выше 20 процентов от стоимости приобретенного твердого топлива.
Таким образом, требование о приобретении твердого топлива в заранее определенных конкретных организациях, как требует в данном случае ответчик по делу, нельзя признать основанным на законе.
Кроме того, Конституционным Судом Республики Дагестан 25 апреля 2012 N 1-П "По делу о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 г. N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункта 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, в связи с обращением гражданина Зайнудинова Г.Г." установлено, что значительное количество граждан, пользующихся печным отоплением и имеющих право на компенсацию расходов на приобретение твердого топлива, лишены возможности приобрести топливо по розничным ценам с получением предусмотренных постановлением Правительства Республики Дагестан документов, подтверждающих указанные расходы, поскольку в сельскую местность и поселки городского типа, где проживают и работают лица, имеющие право на получение компенсации расходов на отопление жилых помещений, из-за отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз и реализацию угля и дров по розничным ценам, твердое топливо в достаточном объеме не завозится.
С учетом этого, п.1 Постановления признан абзац второй части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2004 г. N 64 "О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и пункта 15 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Дагестан", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 20, в частях, предусматривающих, что при наличии печного отопления педагогическим работникам компенсируются расходы на приобретение твердого топлива по розничным ценам, установленным Правительством Республики Дагестан для топливоснабжающих организаций, реализующих уголь и дрова населению в Республике Дагестан, с учетом расходов на его доставку, но не более фактически произведенных расходов, подтвержденных документами установленной формы, не соответствующими статьями 21, 40, 48 и 55 Конституции Республики Дагестан, поскольку содержащиеся в них нормативные положения в условиях отсутствия стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, ее доставку по месту их жительства и реализацию по фиксированным государством ценам, означают ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
Из отказа ответчика в осуществлении выплат компенсации истцу усматривается, что требование ответчика о приобретении твердого топлива только в двух конкретных организациях является ни чем иным, как попытка реализации в завуалированной форме норм, признанных Конституционным Судом Республики Дагестан не соответствующими Конституции.
Более того, установление Республиканской службой по тарифам розничных цен только для организаций ООО "Дружба" ( "адрес") и ООО "Буйнакское топливно-сбытовое предприятие" не может повлечь за собой лишение права на соответствующую льготу, предусмотренную федеральным законодательством, лиц, проживающих в отдаленных от этих организаций местностях.
Судом установлено, что постановлением Республиканской службы по тарифам от 30 ноября 2012 года N 104 на уголь марки ТПК установлен тариф в размере N рублей, 47 коп., а постановлением Правительства РД от 27 сентября 2013 года в "адрес" Республики Дагестан был установлен тариф на твердое топливо в размере от N до N рублей.
Как усматривается из материалов дела, Абдуллаевой Ф.И. "дата" приобретен уголь марки ТПК по цене N рублей за одну тонну, занимаемая ею жилая площадь составляет N кв.м.
С учетом установленных нормативов потребления коммунальных услуг и представленных истцом справок о приобретении твердого топлива и его цены, судом правильно определен размер компенсации, подлежащий взысканию в пользу истца.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и принято законное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ахтынского районного суда Республики Дагестан от 10 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника УСЗН в МО " "адрес"" Акимова Ф.К.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.