Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Душнюк Н.В., Стракатовой З.Е.
при секретаре Филиной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 октября 2013 г. по исковому заявлению Мушникова н.в. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства Республики Карелия, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Правительству Республики Карелия о представлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Душнюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мушников Н.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что является ветераном боевых действий, с ( ... ) состоит в администрации Петрозаводского городского округа на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, номер общей очереди - ( ... ), по льготному списку как ветеран боевых действий номер очереди - ( ... ). В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" имеет право на предоставление жилья в первоочередном порядке, поскольку встал на учет как нуждающийся в жилом помещении до 2005 г., однако жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено. Просил обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам предоставления жилья за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, общей площадью не менее ( ... ) кв.м в черте Петрозаводского городского округа по договору социального найма.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена супруга истца - Мушникова М.А., в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства РК, Министерство здравоохранения и социального развития РК, Правительство РК, Министерство финансов РК.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С таким решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что неоднократно обращался в администрацию Петрозаводского городского округа с просьбой предоставить ему жилое помещение по договору социального найма. В ( ... ) г. у него подошла очередь по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем, что подтверждается уведомлением Министерства здравоохранения и социального развития РК о включении его в список в качестве кандидата на получение субсидии. Истец отказался от получения субсидии, поскольку ему необходимо жилое помещение по договору социального найма, собственником которого является администрация Петрозаводского городского округа. Согласно ответу администрации Петрозаводского городского округа от ( ... ) N ( ... ) предоставление субсидий на приобретение жилья в собственность в настоящее время является единственной формой обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство здравоохранения и социального развития РК имеет право только на предоставление единовременной денежной выплаты, правом на предоставление жилого помещения в натуре не наделено. Таким образом, истец не мог обратиться с заявлением по установленной форме о реализации своего права на предоставление жилого помещения в натуре в Министерство здравоохранения и социального развития РК. Согласно Порядку предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов мер социальной поддержки по обеспечению жильем главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия, предусмотренных на строительство жилых помещений для данной категории граждан, является Министерство строительства РК. В соответствии с п. 20 вышеуказанного Порядка для предоставления жилого помещения по договору социального найма и организации строительства жилых помещений в указанных целях граждане подают заявление по форме согласно приложению N ( ... ) В Приложении N ( ... ) к Порядку содержится только форма заявления в Министерство здравоохранения и социального развития РК, формы заявления в Министерство строительства РК не имеется.
В суд апелляционной инстанции истец и его представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. Ранее в судебном заседании суда апелляционной инстанции ( ... ) истец и его представители Соловьева С.Ю. и Ильина Е.П. доводы апелляционной жалобы поддерживали по указанным в ней основаниям.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа Шаханова И.А. в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласилась, решение суда по спору считает законным и обоснованным.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РК, Правительства РК Малышева О.А. в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы истца не согласилась, полагает, что оснований для удовлетворения жалобы истца не имеется.
Представители ответчиков Министерства строительства РК и Министерства финансов РК, третье лицо Мушникова М.А. в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что истец является ветераном боевых действий. С ( ... ) состоит в администрации Петрозаводского городского округа на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением. Учетный номер общей очереди - ( ... ), по льготному списку ветеранов боевых действий номер очереди - ( ... )
Меры социальной поддержки ветеранам боевых действий установлены ст.16 ФЗ "О ветеранах". В соответствии с ч. 3 ст.16 ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 указанного Федерального закона.
Согласно ст.23.2. ФЗ "О ветеранах" полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет до 01.01.2005, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений (по договорам социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанной категории граждан, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации ст. 23.2. ФЗ "О ветеранах", а также постановления Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" принят Закон РК от 28.07.2010 N 1414-ЗРК "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия". Согласно п. 3 ст. 1 указанного Закона РК обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, является расходным обязательством Республики Карелия, которое исполняется за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Карелия.
Постановлением Правительства РК от 13.09.2011 N 241-П, принятым в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона РК от 28.0.2010 N 1414-ЗРК, утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Ранее действовавшая редакция п. 3 указанного Порядка предусматривала, что обеспечение жильем ветеранов боевых действий осуществляется в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.
Пункт 2 указанного Порядка в редакции постановления Правительства РК от 31.07.2013 N 236-П предусматривает обеспечения жильем указанной категории граждан по выбору: 1) предоставление жилого помещения по договору социального найма в рамках строительства жилья; 2) путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Выбор формы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем производится на основании письменного заявления. Согласно п. 4 Порядка Министерство здравоохранения и социального развития РК на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, составляет единый по Республике Карелия список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в случае совпадения дат постановки на учет - в алфавитном порядке.
Ранее действовавший на территории Республики Карелия Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов мер социальной поддержки по обеспечению жилье, был утвержден постановлением Правительства РК от 23.06.2006 N 81-П и предусматривал меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения на основании договора социального найма (п. 5). Однако постановлением Правительства РК от 08.12.2008 N 258-П указанный пункт Порядка был признан утратившим силу, в связи с чем, обеспечение жилыми помещениями ветеранов боевых действий на территории РК осуществлялось в форме выдачи субсидии.
Истцу в ( ... ) направлялось уведомление о включении истца в список кандидатов на получение субсидии на приобретение жилья, у истца запрашивались ряд документов, которые им предоставлены не были, что следует из письменного отзыва на иск Министерства здравоохранения и социального развития РК от ( ... ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что истец до обращения с иском в суд обращался с заявлением о реализации своего права на обеспечение жильем в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма за счет средств федерального бюджета в уполномоченные органы, суду представлено не было. Каких-либо решений об отказе истцу в предоставлении данной меры социальной поддержки не принималось.
Кроме того, указанная мера социальной поддержки предоставляется в порядке очередности. Истец в едином по Республике Карелия списке, формируемым в соответствии с п. 4 Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем числится под номером ( ... )
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства в их совокупности согласно ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что права истца действиями ответчиков не нарушены, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он неоднократно обращался в соответствующие органы с просьбой об обеспечении его жильем именно в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также о том, что в ( ... ) г. подошла очередь истца по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем, не нашли своего подтверждения в суде.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает, что решение постановлено в соответствии с требованиями закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 октября 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.