Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Карельской таможни на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 января 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Василевской Г.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
на основании постановления судьи Петрозаводского городского суда РК от
23 января 2014 г. Василевская Г.Ф. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, и судьей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ( ... ) рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
С таким постановлением судьи не согласен старший уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований Карельской таможни ( ... ), в жалобе просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что, поскольку судьей не принята определенная таможенным органом таможенная стоимость предмета правонарушения по причине несоответствия характеристики аналогичного товара и невозможности сопоставления товаров с учетом их индивидуальных эксплуатационных качеств, в силу ст.29.4 КоАП РФ это обстоятельство являлось основанием для возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, его составившему. Так как судьей при рассмотрении дела действия по определению таможенной стоимости товара предприняты не были, это является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Заслушав объяснения представителей Карельской таможни ( ... ) и ( ... ), поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
Частью 1 ст.16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст.16.4 настоящего Кодекса.
Статьей 150 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.
В силу положений пп.1, 2 ст.152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии со ст.179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно ст.354 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом настоящим Кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза (п.1). Товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст.355 настоящего Кодекса и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом (п.4).
Исходя из положений ст.355 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Разделом 2.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, являющегося приложением 1 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования", шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, относятся к опасным отходам, ограниченным к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе.
Как следует из материалов дела, ( ... ) около ( ... ) из ( ... ) в Российскую Федерацию через таможенный пост МАПП ( ... ) Карельской таможни следовала Василевская Г.Ф. в качестве пассажира автомобиля ( ... ) (регистрационный номер ( ... )), которая подлежащих таможенному декларированию товаров не заявляла и пассажирской таможенной декларации не подавала.
В ходе проведенного таможенного контроля в форме таможенного осмотра в транспортном средстве обнаружен принадлежащий Василевской Г.Ф. товар в виде четырех автомобильных покрышек с металлошипованным протектором с маркировкой Nokian Hakkapeliitta 7, размер 205/60R16 96Т Extra Load, на которых имелись следы износа и эксплуатации в виде порезов, потертостей, царапин, загрязнений, частично обломанных шипов противоскольжения.
Эти обстоятельства были зафиксированы должностным лицом в протоколе об административном правонарушении, составленном после обнаружения в действиях Василевской Г.Ф. признаков состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о ввозе на таможенную территорию товара с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Таможенного союза, судья пришел к правильному выводу о том, что совершенное Василевской Г.Ф. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и виновность Василевской Г.Ф. в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которые оценены судьей в соответствии с правилами ст.26.11 КоАП РФ, и обоснованность привлечения ее к ответственности, предусмотренной ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Изложенные в жалобе доводы относительно существенного нарушения судьей процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, в части определения стоимости предмета административного правонарушения не могут служить основанием для возвращения дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии со ст.361 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования.
В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров. При этом под аналогичным товаром понимается товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам ввозимого товара, то есть сопоставим с ввозимым товаром по своему назначению, применению, качественным, техническим и иным характеристикам.
Согласно приложению к служебной записке от ( ... ) стоимость предмета административного правонарушения определена должностным лицом таможенного органа на основании информации о стоимости аналогичного товара, размещенной на сайте www.nettivaraosa.com.
Определением судьи от ( ... ) настоящее дело было возвращено в административный орган в целях представления доказательств, подтверждающих стоимость предмета административного правонарушения.
Во исполнение указанного определения судьи административным органом представлена распечатка с указанного сайта на финском языке, содержащая сведения о стоимости товара в виде шипованных автомобильных покрышек с маркировкой Nokian Hakkapeliitta 7, размером 215/55R16, в размере ( ... ) евро за пару, таможенная стоимость товара определена должностным лицом в размере ( ... ) рублей.
Поскольку таможенным органом представлены сведения о стоимости товара, имеющего иной размер, перевод сведений с иностранного сайта не производился, что не позволяет сопоставить характеристики аналогичного товара с перевозимым, а также установить, являются ли шины бывшими в употреблении, судья при назначении наказания правильно решил, что информация о стоимости аналогичного товара и соответственно представленный расчет таможенной стоимости не могут быть приняты для определения таможенной стоимости товара.
Так как устранить данные недостатки в ходе рассмотрения настоящего дела не представилось возможным, судьей обоснованно с учетом всех обстоятельств дела назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном ч.2 ст.3.5 КоАП РФ.
Представленные таможенным органом при пересмотре постановления судьи документы достоверно установить таможенную стоимость ввозимого на территорию Таможенного союза товара также не позволяют.
При таких обстоятельствах постановление судьи Петрозаводского городского суда РК, вынесенное с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 января 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Василевской Г.Ф. оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Судья
Н.А. Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.