Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Степановой Т.Г., Савельевой Н.В.
при секретаре Поповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10 декабря 2013 г. по иску администрации Хаапалампинского сельского поселения к обществу с ограниченной ответственностью "Форель Лавиярви", Ананичу В.А. о совершении определенных действий.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования "Хаапалампинское сельское поселение" (далее в т.ч. администрация поселения) обратилась в суд с иском по тем основаниям, что на территории Хаапалампинского сельского поселения на земельных участках с кадастровыми номерами ( ... ) и ( ... ) , расположенными в ( ... ) в северо-восточной части кадастрового квартала ( ... ) Сортавальского кадастрового квартала, общество с ограниченной ответственностью "Форель Лавиярви" (далее в т.ч. ООО "Форель Лавиярви", Общество) осуществляет форелевое садковое хозяйство на основании договора, заключенного с Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, согласно которому Обществу предоставлено право на осуществление товарного рыбоводства на рыбопромысловом участке N ( ... ) , расположенном на оз. Лавиярви общей площадью ( ... ) га.
Указывая, что земельный участок с кадастровым номером ( ... ) принадлежит на праве собственности Обществу, а земельный участок с кадастровым номером ( ... ) - Ананичу В.А., истец отмечает, что данные земельные участки предоставлены под личное подсобное хозяйство, являются полевыми, ответчиками хозяйственная деятельность на земельных участках не ведется, вместе с тем на участках расположены дом рыбоводов, хозяйственное здание, здание для хранения кормов, пирс на плаву. Право собственности на данные объекты не зарегистрировано. Указывает, что Ананичем В.А. и ООО "Форель Лавиярви" допущено нецелевое использование земельных участков, поскольку полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Строения на указанных земельных участках были возведены на основании разрешения на строительство ( ... ) выданного на основании распоряжения администрации Сортавальского муниципального района ( ... ) от ( ... ), сроком действия до ( ... ), застройщиком данных строений является Власов И.А., с ( ... ) г. строительство не ведется, разрешение на ввод данных объектов в эксплуатацию не выдавалось. Однако ответчиками используются указанные строения без получения соответствующих разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Истец просил обязать Ананича В.А. и ООО "Форель Лавиярви" снести самовольно возведенные постройки на земельных участках с кадастровыми номерами ( ... ) и ( ... ) и обязать ООО "Форель Лавиярви" прекратить осуществление хозяйственной деятельности на указанных земельных участках.
Решением суда в иске отказано.
С постановленным решением не согласен истец, в апелляционной жалобе Глава Хаапалампинского сельского поселения Ильин В.В. просит решение отменить, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушения норм материального и процессуального права. Отмечает, что в силу ч.3 ст.4 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Земельные участки предоставлены ответчикам под личное подсобное хозяйство и являются полевыми, однако на участках расположены дом рыбоводов, хозяйственное здание, здание для хранения кормов, пирс на плаву, таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о нецелевом использовании ответчиками земельных участков. Указывает, что права на постройки не зарегистрированы, в договоре купли-продажи земельных участков не указаны. Отмечает, что наличие разрешения на строительство не доказывает получение разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, документы, подтверждающие получение такого разрешения либо постановку на государственный учет объектов, в материалах дела не имеется. Кроме того, разрешение на строительство было выдано Власову И.А., с ( ... ) года строительство не ведется, ответчиками используются строения без соответствующих разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, с нарушением действующего законодательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Терехов С.В., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал, уточнив, что исковые требования были заявлены в отношении объектов, расположенных на спорных земельных участках.
Представитель ответчиков Яковлева О.Л. относительно доводов жалобы возражала, в т.ч. пояснив, что согласно договору купли-продажи от ( ... ) зарегистрировано право собственности Общества ( ... ) на земельный участок с кадастровым номером ( ... ) . Обществом с Министерством по природопользованию и экологии РК заключен договор водопользования в отношении оз.Лавиярви, для связи с берегом предусмотрено строительство пирса. В Сортавальский суд Обществом ( ... ) направлено исковое заявление о признании права собственности на дом рыбоводов, строение для хранения кормов, а также заявление в Арбитражный суд РК об оспаривании бездействия Хаапалампинского сельского поселения по изменению вида разрешенного использования с "для личного подсобного хозяйства" на "для осуществления товарного рыбоводства", поскольку в связи с необходимостью осуществления основной деятельности предприятия и оформления прав на строения Общество неоднократно в ( ... ) г. обращалось с соответствующими заявлениями, которые Главой поселения не рассматриваются.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещались.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав представителей истца, ответчиков, экспертов, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Администрация поселения не является субъектом права собственности либо иного вещного права на указанные выше земельные участки, поэтому, обладая на основании п.2 ст.5 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", п.1 ст.11 ЗК РФ, п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" процессуальным правом на обращение в суд с иском о сносе самовольной постройки, должна доказать нарушение своих прав и законных интересов либо публичных интересов муниципального образования сохранением постройки.
Разрешая дело по жалобе в соответствии с положениями ч.1 ст.327 ГПК РФ, судебная коллегия учитывает, что судом первой инстанции иск рассматривался в силу положений ч.3 ст.196 ГПК РФ по заявленным истцом требованиям - о сносе самовольно возведенных построек на земельных участках с кадастровыми номерами ( ... )
Подпунктом 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 1 ст.263 ГК РФ также предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно п.п.1,2,3 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п.3 ст.222 ГК РФ. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из разъяснений, содержащихся в п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что с исковыми требованиями о сносе самовольной постройки по общим правилам подведомственности дел вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также иные уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. Согласно п.29 названного постановления положения ст.222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Исходя из положений ст.131 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Судом установлено, что Ананичу В.А. принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ( ... ) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь ( ... ) кв.м по адресу: ( ... ) , ( ... ), ( ... ) ( ... ) , был им приобретен у Власова И.А. Согласно представленным в суд апелляционной инстанции документам ( ... ) зарегистрировано право собственности Общества на указанный земельный участок на основании договора купли-продажи между Ананичем В.А. и Обществом от ( ... )
ООО "Форель Лявиярви" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ( ... ) , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь ( ... ) кв.м по адресу: ( ... ) , ( ... ) (входит в состав Хаапалампинского сельского поселения согласно Закону РК от 01.11.2004 N813-ЗРК). Земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи от ( ... ) у Власова И.А.
Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района ( ... ) от ( ... ) был утвержден градостроительный план земельного участка, в графе которого "разрешенное использование земельного участка" указано: "форелевое хозяйство в ( ... ), с.н. ( ... )". В градостроительном плане определен перечень объектов капитального строительства на указанных земельных участках, а также максимальный процент застройки. Заключением муниципального учреждения "Архитектура и градостроительство" от ( ... ) был согласован проект "Форелевое садковое хозяйство на озере Лавиярви Сортавальского муниципального района".
В материалы дела представлено разрешение на строительство от ( ... ) ( ... ) (сроком до ( ... ) выданное обществу с ограниченной ответственностью "Лавиярви".
( ... ) между Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства РК и ООО "Форель Лавиярви" заключен договор ( ... ) о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления товарного рыбоводства (водный объект - озеро Лавиярви), сроком действия до ( ... ) . Между Обществом и Министерством по природопользованию и экологии РК ( ... ) заключен договор водопользования (водный объект - озеро Лавиярви) сроком до ( ... ) .
Судом по делу была назначена комплексная судебно-строительная и землеустроительная экспертиза. Из строительно-технического заключения ( ... ) " следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами ( ... ) и ( ... ) имеются ( ... ) строений, из которых ( ... ) строений предусмотрены проектом: дом рыбоводов, строение для хранения кормов, хозяйственное строение, вольер для собак, по административному зданию возведен только фундамент; три строения не предусмотрены проектом: дровяник, три будки для собак, биотуалет, стационарный отдельно стоящий. Биотуалет по проекту должен быть установлен в санузле поста охраны, который не построен на данный момент. Строение для хранения кормов, хозяйственное строение, вольер для собак являются вспомогательными и согласно п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ на них выдача разрешения на строительство не требуется.
Возведенные строения не в полной мере соответствуют проекту, а именно: дом рыбоводов по конструктивным элементам и использованным материалам в основном соответствует проекту, за исключением конструкции печи, которая выполнена не по проекту (современная металлическая печь заводского изготовления вместо кирпичной). Отклонений от технических требований СНиП на возведенном доме не установлено; строение для хранения кормов, хозяйственное строение, вольер для собак отличаются от проектного решения тем, что они выполнены с уменьшением габаритных размеров и заменой некоторых строительных материалов, но эти изменения не влияют на эффективность эксплуатации строений, которые являются вспомогательными, относящимися к 3-пониженной степени ответственности, к которой относятся строения вспомогательного назначения. Отклонений от технических требований СНиП не установлено. Построенные объекты недвижимости не создают угрозу жизни и здоровью граждан, не грозят обвалом или иными разрушениями.
В целом объект "Форелевое хозяйство на оз. Лавиярви в Сортавальском районе" -объект незавершенного строительства, в связи с тем, что большая часть строений на земельных участках еще не построены. Как пояснили эксперты ( ... ) ., к объектам недвижимости, прочно связанным с землей, относятся из названных в заключении только дом рыбоводов и фундамент под административное здание.
Согласно заключению экспертов ( ... ) фактическое землепользование исследуемых земельных участков осуществляется в соответствии с границами земельных участков с кадастровыми номерами ( ... ) и ( ... ) . Имеющиеся строения, их местоположение в границах исследуемых земельных участках отражены на схеме расположения земельных участков, являющейся приложением к заключению. Как пояснил эксперт ( ... ) в суде апелляционной инстанции, на земельном участке с кадастровым номером ( ... ) расположены вольер для собак и хозяйственное строение, а также фундамент, на земельном участке с кадастровым номером ( ... ) - строение для хранения кормов и дом рыбоводов.
Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с ч.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
Исходя из положений п.1 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок), при этом в силу п.3 данной статьи полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Согласно п.1 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу ч.4 ст.79 ЗК РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии со ст.2 Закона Республики Карелия от 25 марта 2009 г. N 1277-ЗРК "Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях на территории Республики Карелия" не допускается использование в других целях особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, включенных в перечень земель, утверждаемый Правительством Республики Карелия.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 июля 2009 г. N 271р-П утвержден Перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается.
Исходя из п.6 данного Перечня, к таким землям относятся пашни, залежи, сенокосы и пастбища осушенные, находящиеся у граждан и юридических лиц на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды.
Согласно информации, предоставленной в суд апелляционной инстанции Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от ( ... ) ( ... ) , по материалам инвентаризации орошаемых и осушенных земель, оросительных и осушительных систем совхоза ( ... ) и материалам инвентаризации земель совхоза ( ... ) , земельные участки с кадастровыми номерами ( ... ) и ( ... ) относятся к осушенным землям (вид угодий - пастбище).
Вместе с этим, постановлением Правительства РК от 16.07.2009 N 163-П "Об утверждении Порядка формирования Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается" предусмотрен и порядок исключения сельскохозяйственных угодий из Перечня.
В соответствии с п.9 ст.1, п.1 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ГрК РФ) виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте.
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании п.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.
Согласно п.5 ст. 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Исходя из положений п.3 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, наличие указанных выше актов, на основании которых было осуществлено строительство объектов недвижимости, поскольку осуществление рыбоводства допустимо на землях сельскохозяйственного назначения и положениями п.3 ст.4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" не исключается возможность строительства на полевом участке объектов, предназначенных для осуществления деятельности, для которой допустимо использование земель сельскохозяйственного назначения, имея в виду положения п.2 ст.77 ЗК РФ, а ответчиком (Обществом) в настоящее время заявлено о реализации права в соответствии со ст.4 указанного выше Федерального закона N191-ФЗ, коллегия полагает настоящий спор на основании ст.222 ГК РФ, исходя из п.1 ст.11 ГК РФ, преждевременным и несоразмерным действиям ответчика.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 10 декабря 2013 г.
по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Хаапалампинского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.