Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики К ... в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.,
судей Стыцюн С.А., Леоновой Л.П.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Лахденпохского районного суда Республики К ... от ХХ.ХХ.ХХ по искам Борисенковой М. В., Каковка И. В., Алипова А. Ю., Нарышкина П. Ю. к Администрации Лахденпохского муниципального района о признании решений незаконными и понуждении к действию.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Борисенкова М.В., Каковка И.В., Алипов А.Ю., Нарышкин П.Ю. обратились в суд с исками к Администрации Лахденпохского муниципального района (далее также - Администрация) о признании решений незаконными и понуждении к действиям по следующим основаниям. ХХ.ХХ.ХХ истцы направили в Администрацию заявления о предоставлении им права аренды на земельные участки по процедуре предварительного согласования на о. ( ... ) в районе ( ... ): Каковка И.В. - для дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (вх. NN заявлений N), Борисенкова М.В. - для дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (вх. NN N); Нарышкин С.Ю. - для дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (вх. NN N); Алипов А.Ю. - для дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (вх. NN N).
Ответчик письмами от ХХ.ХХ.ХХ ( Нарышкину П.Ю. - исх. N N, Борисенковой М.В. - исх. N N, Алипову А.Ю. - исх. N N, Каковка И.В. - исх. N N уведомил истцов о том, что на опубликованные на основании их заявлений информационные сообщения поступили возражения с вх. N от ХХ.ХХ.ХХ и N от 15.05.2011, в связи с чем предоставление земельных участков будет осуществляться на аукционе. Кроме того, ( ... ) уведомила, что разместит информацию в газете ( ... ) о дате и времени проведения аукциона по продаже земельных участков либо продаже права аренды земельных участков. Однако на момент подачи исков указанная информация не была опубликована.
Истцы полагают, что решения ( ... ) о предоставлении на торгах испрашиваемых ими по процедуре предварительного согласования земельных участков являются незаконными и противоречат земельному законодательству. Статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) не содержит указания на необходимость проведения торгов по результатам информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Информирование населения проводится органами местного самоуправления с целью выявления лиц, чьи права могут быть затронуты или нарушены предоставлением испрашиваемых земельных участков. Однако такое информационное сообщение не является основанием для принятия заявления от других граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков.
ХХ.ХХ.ХХ истцам стало известно, что у ФИО1 отсутствовало право формирования земельных участков для крестьянского фермерского хозяйства на о. ( ... ), то есть его возражения (вх. N от ХХ.ХХ.ХХ и N от 15.05.2011), поступившие в адрес ( ... ) на публикации о заявлениях истцов, не могли быть приняты во внимание.
По утверждению истцов, в соответствии с Земельным кодексом РФ, предоставление земельных участков на торгах (при условии обращения гражданина о получении земельного участка по процедуре предварительного согласования) осуществляется при поступлении в адрес органа местного самоуправления двух и более заявлений о предоставлении земли для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с положениями Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если подано два и более заявлений, а не возражений, о передаче земельных участков, из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Однако, как указывают истцы, действие вышеуказанного закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения, гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства,, животноводства и огородничества.
На основании изложенного истцы просили суд признать незаконными и отменить решения ( ... ), выраженные в письмах от ХХ.ХХ.ХХ ( Нарышкину П.Ю. - исх.N N, Борисенковой М.В.- исх.N N; Алипову А.Ю. - исх.N N, Каковка И.В. - исх. N N), обязать ( ... ) принять решения, позволяющие им сформировать земельные участки для дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
На момент рассмотрения дела по существу с учетом изменения заявленных требований истцы просили признать незаконными и отменить указанные выше решения ( ... ); в соответствии с п.п. 2,5 ст.31 ЗК РФ обязать ( ... ) обеспечить выбор земельных участков для дачного строительства на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, и недр в ее границах, оформив акт о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; в соответствии с пунктом 4 ст.34 ЗК РФ утвердить и выдать схему расположения земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением суда отказано в удовлетворении иска.
С таким решением не согласны истцы, в апелляционной жалобе просят его отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Не согласны с выводом суда о пропуске трехмесячного срока на обжалование. Настаивают на том, что о нарушенных правах им стало известно ХХ.ХХ.ХХ в ходе судебного заседания в Арбитражном суде Республики К ... по делу N N. Считают, что утверждение ответчика о том, что представитель истцов Тергуева Т.В. знала о незаконности принятых ( ... ) решений и сама готовила ответы истцам, не соответствует действительности и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Указывают, что ответы ( ... ) были подготовлены исполнителем ФИО2 При этом, не опровергают тот факт, что в период подготовки ответов Тергуева Т.В. являлась директором ( ... ).
Отмечают, что земельные участки на о. ( ... ) были предоставлены истцам в аренду после отказа ( ... ) в предоставлении земельных участков на о. ( ... ). Указывают, что Положение о предоставлении земельных участков на территории Лахденпохского муниципального района Республики К.., утвержденное решением сессии Совета Лахденпохского муниципального района N от ХХ.ХХ.ХХ (далее также - Положение о предоставлении земельных участков), прекратило свое действие в связи с утверждением на территории соответствующего поселения Правил землепользования и застройки ( ... ) сельского поселения (к которому относится о. ( ... )) решением сессии Совета ( ... ) сельского поселения N от 08.11.2013. Истцы не согласны с тем, что действующим законодательством не предусмотрено возможности предоставления земельных участков по процедуре предварительного согласования на территории сформированных земельных участков, ссылаясь на положения ст.11.2 и ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Полагают, что ( ... ) может обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о разделе сформированных земельных участков.
Кроме того, отмечают, что ранее в Положении о предоставлении земельных участков не была предусмотрена процедура предоставления участков при поступлении двух и более заявлений в отношении земельных участков, предоставляемых гражданам по процедуре предварительного согласования для дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Считают, что нельзя рассматривать поданные в 2011 году возражения в качестве заявлений, а значит действие положений Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на заявления истцов не распространяется.
Отмечают, что обжалуемые решения ( ... ) о предоставлении земельных участков на аукционе не содержат информации, идентифицирующей предмет торгов, так как границы испрашиваемых земельных участков не установлены, т.е. испрашиваемые участки не могут быть предметом торгов согласно ст.38 ЗК РФ.
Считают, что информирование населения в порядке п.3 ст.31 ЗК РФ проводится органами местного самоуправления с целью выявления лиц, чьи права могут быть затронуты или нарушены предоставлением испрашиваемых земельных участков. Такое информационное сообщение не является основанием для принятия заявлений от других граждан, заинтересованных в предоставлении указанных участков.
Полагают, что обжалуемые решения Администрации не являются нормативным актом, порождающим правовые последствия для конкретных граждан и юридических лиц, носят чисто информативный характер и не соответствуют положениям ст.43 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Истцы в судебное заседании суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Их представитель Тергуева Т.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы истцов поддержала по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее также - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ХХ.ХХ.ХХ истцы обратились в Администрацию Лахденпохского муниципального района с заявлениями о предоставлении им земельных участков для дачного строительства площадью 1500 кв.м. и ведения личного подсобного хозяйства площадью 3000 кв.м. по процедуре предварительного согласования места размещения объектов на о. ( ... ) в районе ( ... ), а именно Каковка И.В. с заявлениями, имеющими входящие NN N, Борисенкова М.В. - вх. NN N, Нарышкин С.Ю. - вх. NN N, Алипов А.Ю. - вх. NN N.
Ответчик письмами от ХХ.ХХ.ХХ ( Нарышкину П.Ю. - исх. N N, Борисенковой М.В. - исх. N N, Алипову А.Ю. - исх. N N, Каковка И.В. - исх. N N) уведомил истцов о том, что на опубликованные на основании их заявлений информационные сообщения поступили возражения с вх. N от ХХ.ХХ.ХХ и N от 15.05.2011, в связи с чем предоставление земельных участков будет осуществляться на аукционе. Кроме того, ( ... ) уведомила, что разместит информацию в газете ( ... ) о дате и времени проведения аукциона по продаже земельных участков либо продаже права аренды земельных участков.
Учитывая, что настоящее исковое заявление Нарышкина П.Ю., Борисенковой М.В., Алипова А.Ю., Каковка И.В. по существу является заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, которое подлежит рассмотрению в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, принимая во внимание, что истцами оспаривались решения Администрации Лахденпохского муниципального района, принятые 09.09.2011, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст.256 ГПК РФ, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований по мотивам пропуска трехмесячного срока на обращение с заявлением в суд.
Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что о принятии оспариваемых решений от ХХ.ХХ.ХХ им стало известно только 15.05.2013, материалами дела не подтверждаются, поэтому во внимание приняты быть не могут.
Кроме того, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что на момент рассмотрения дела по существу территория, где истцами в 2011 году испрашивались земельные участки, не является свободной, поскольку постановлением Администрации Лахденпохского муниципального района N от ХХ.ХХ.ХХ были утверждены схемы расположения четырех земельных участков в целях выставления их на торги на той же территории, которые были поставлены на кадастровым учет с кадастровыми номерами ( ... ) площадью ( ... ) кв.м., ( ... ) площадью ( ... ) кв.м., ( ... ) площадью ( ... ) кв.м., ( ... ) площадью ( ... ) кв.м. Таким образом, Администрацией уже принято решение о способе распоряжения земельными участками, в границах которого истцами испрашиваются участки. Указанное постановление N от ХХ.ХХ.ХХ не оспорено в установленном порядке и не отменено. Сведения об обозначенных земельных участках из государственного кадастра недвижимости не исключены.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что заявление истцов о предоставлении земельных участков от ХХ.ХХ.ХХ не в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства, в частности, в них не был указа вид права, на котором истцами испрашивались земельный участки, тогда как порядок предоставления земельных участков зависит в том числе и от вида права, на котором испрашивается земельный участок.
Так, учитывая положения ст.81 ЗК РФ, а также Федерального закона от 15.04.1998 N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", судебная коллегия полагает необходимым заключить, что использование земельного участка, предоставленного для ведения дачного хозяйства, не исключает осуществление на нем строительства, а потому земельные участки для ведения дачного хозяйства (дачного строительства) должны испрашиваться в порядке предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. для ведения дачного хозяйства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст.ст. 30-32 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п.1 ст.30 ЗК РФ).
В силу п.2 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Согласно п.3 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
В соответствии с п.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Таким образом, предоставление полевого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства должно осуществлять по правилам ст.34 ЗК РФ, предусматривающей порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что земельные участки испрашивались истцами из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее также - Закон об обороте земель) данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действительно, действие указанного Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства. Однако, в рассматриваемом случае земельные участки еще не предоставлены истцам, а потому условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются указанным Законом.
Согласно п.1 ст.10 Закона об обороте земель земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как усматривается из материалов дела, ответчиком после получения заявления истцов от ХХ.ХХ.ХХ о предоставлении земельных участков были сделаны публикации о планируемом предоставлении земельных участков в газете ( ... ) N от ХХ.ХХ.ХХ и N от 25.05.2011, на которые поступили возражения от иного лица с указанием на то обстоятельство, что земельные участки им уже испрашиваются. С учетом изложенного обоснованными представляются доводы Администрации Лахденпохского муниципального района о необходимости предоставления земельных участков после завершения процедуры их формирования на торгах.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах решение суда по существу является законным и обоснованным. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лахденпохского районного суда Республики К ... от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Деперсонификацию выполнила помощник судьи
___________________ ( Табота Ю.Д.), ____ апреля 2014 г.
"Согласовано" судья Верховного Суда РК
____________________ ( Степанова Т.Г.),_____ апреля 2014 г.
"Разместить на сайте" председательствующий судья Верховного Суда РК
____________________ ( ____________________), ____ апреля 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.