Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.,
судей Степановой Т.Г., Касянчук Е.С.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 22 января 2014 г. по иску Новоселовой Г. И. к Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным решения в части.
Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новоселова Г.И. обратилась в суд с иском Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также - Администрация) об оспаривании решения в части по тем основаниям, что ( ... ) решением Комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия было принято решение о вынесении вопроса о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого истцом земельного участка с кадастровым номером ( ... ), расположенного в с. ( ... ), площадью ( ... ) кв.м., на комиссию по проведению торгов. Истец, полагая, что данным решением нарушены ее права, просила признать незаконным и отменить указанное решение от ( ... ) в части вынесения вопроса о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером ( ... ) на комиссию по проведению торгов.
Решением суда иск Новоселовой Г.И. оставлен без удовлетворения.
С таким решением не согласна истец Новоселова Г.И., в апелляционной жалобе просит его отменить, приняв по делу новый судебный акт. Мотивирует свою жалобу тем, что суд при вынесении решения должен был учесть, что в ( ... ) году семья истца полностью лишилась жилья и нажитого имущества по причине пожара. Отмечает, что иных претендентов на испрашиваемый истцом земельный участок после публичного информирования (публикации в местной газете от ( ... )) не имелось. Указывает, что письмом от ( ... ) N ( ... ) Администрация Прионежского муниципального района отказала в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства по тем основаниям, что участок находится в прибрежной защитной полосе р. ( ... ), в письме имелась рекомендация по обращению в Администрацию с заявлением об изменении разрешенного использования участка. При этом иные организации (ФГУ "Росрыболовство" и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека) выдали свои заключения о возможности использования испрашиваемого земельного участка для ведения дачного хозяйства. Не согласна с решением Администрации о выставления участка на торги. Полагает, что испрашивала земельный участок в порядке, установленном п.5 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), который не предусматривает процедуру торгов.
Считает, что поданные истцом заявления должны рассматриваться без учета решения Совета Прионежского муниципального района от 11.10.2012 N4 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах".
Обращает внимание суда, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято Администрацией Прионежского муниципального района в соответствии с постановлением N ( ... ) от ( ... ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Новоселова Г.И. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Прионежского муниципального района Клюшкина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, на основании заявления Новоселовой Г.И. от ( ... ) постановлением Администрации Прионежского муниципального района N ( ... ) от ( ... ) было предварительно согласовано место размещения земельного участка для ведения дачного хозяйства ориентировочной площадью ( ... ) га в селе ( ... ), утверждена схема расположения данного земельного участка и акт выбора и обследования земельного участка от ( ... ). Земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер ( ... ).
( ... ) Новоселова Г.И. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении для ведения дачного хозяйства в аренду земельного участка с кадастровым номером ( ... ).
Письмом от ( ... ) с исх. N ( ... ) Администрация отказала Новоселовой Г.И. в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что участок располагается в прибрежной защитной полосе р. ( ... ), где ведение дачного хозяйства запрещено, рекомендовано обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Действительно, в силу пп.3 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.2 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации (далее также - ВК РФ) в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. На основании положений п.17 ст.65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. Учитывая положения ст.1 Федерального закона N66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ведение дачного хозяйства в прибрежной защитной полосе водного объекта, предполагающее использование земли, в т.ч. в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому будет предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит положениям ст.7 ЗК РФ.
На основании заявления Новоселовой Г.И. от ( ... ) постановлением Администрации Прионежского муниципального района РК от ( ... ) N ( ... ) изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ( ... ) с вида разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" на вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
( ... ) на заседании Комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами Администрации Прионежского муниципального района было принято решение после внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии со статьей 30.1 ЗК РФ, Решением Совета Прионежского муниципального района от 11.10.2012 года N4 вынести вопрос о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером ( ... ), расположенного в с. ( ... ), площадью ( ... ) кв.м., на комиссию по проведению торгов.
Таким образом, фактически Администрацией принято решение о реализации права аренды земельного участка с кадастровым номером ( ... ) на торгах.
Разрешая по существу исковые требования Новоселовой Г.И., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что земельный участок, имеющий разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства", подлежит предоставлению гражданам исключительно на торгах.
Действительно, в силу п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в качестве одного из этапов предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с положениями п.4 ст.30 ЗК РФ.
Процедура же предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установленная п.5 ст.30 ЗК РФ, возможности проведения торгов не предусматривает. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Между тем, в силу п.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в соответствии с положениями п.4 ст.30 ЗК РФ на торгах.
Кроме того, особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы положениями ст.30.1 ЗК РФ, согласно которым земельные участки для жилищного строительства предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. (см. текст в предыдущей редакции)
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.(см. текст в предыдущей редакции)
В силу п.3 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. (см. текст в предыдущей редакции)
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта.
Таким образом, разрешение вопроса об определении порядка предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства относится к компетенции уполномоченного органа, а не заявителя.
Более того, пунктом 1.2 ст.30 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Такое решение на территории Прионежского района принято Советом Прионежского муниципального района XX Сессии II Созыва 11.10.2012 за N4 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах". К числу таких случаев относятся случаи предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
Поскольку в силу приведенных норм земельного законодательства предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства возможно исключительно на торгах, а земельный участок с кадастровым номером ( ... ) имеет разрешенное использование "для индивидуального жилищного строительства", правовых оснований для признания незаконным в соответствующей части оспариваемого истцом решения Администрации от ( ... ) не имелось. С учетом изложенного решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным. Оснований к отмене решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь положениями статей 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 22 января 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Деперсонификацию выполнила помощник судьи
___________________ (Табота Ю.Д.), ____ апреля 2014 г.
"Согласовано" судья Верховного Суда РК
____________________ (Степанова Т.Г.),_____ апреля 2014 г.
"Разместить на сайте" председательствующий судья Верховного Суда РК
____________________ ( ____________________), ____ апреля 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.