Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Леоновой Л.П., Савина А.И.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Прионежского муниципального района на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 января 2014 года по заявлению Стефанишина В.М. о признании бездействия администрации Прионежского муниципального района, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка на праве собственности незаконным, понуждении предоставить в собственность земельные участки.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стефанишин В.М. обратился в суд по тем основаниям, что 04.10.2013г. он обратился в администрацию Прионежского муниципального района с заявлениями вх. N ( ... ), N ( ... ) от 04.10.2013г. о предоставлении земельных участков на праве собственности с кадастровыми номерами ( ... ), площадью ( ... ) кв.м. и ( ... ), площадью ( ... ) кв.м., расположенных в д. ( ... ) для ведения дачного хозяйства, а также о подготовке договора купли-продажи. 01.11.2013г. администрация сообщила, что в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 13 октября 2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" ею были направлены запросы в Управление Росреестра по Республике Карелия для получения выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на жилые дома и земельные участки, в связи с чем срок рассмотрения заявления был продлен. 13.12.2013г. администрация сообщила, что после повторного рассмотрения заявления, было принято решение об оспаривании государственной регистрации права собственности на жилой дом.
Заявитель указывает, что данный дом был построен на собственные средства, имеет все необходимые конструктивные части жилого дома, пригоден для проживания и зарегистрирован в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия как "жилой дом" 30.09.2013г. На текущий момент администрация не приняла решение о предоставлении в собственность означенных земельных участков или отказе в выкупе. Администрация пропустила сроки рассмотрения обращений граждан, предусмотренные действующим законодательством, т.е. фактически бездействовала. Заявитель считает, что данное бездействие нарушает его права на предоставление в собственность земельных участков, не соответствует действующему законодательству.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 28, 36 Земельного кодекса РФ, руководствуясь гл. 25ГПК РФ, законом РФ от 27 апреля 1993г. N4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", заявитель просил признать бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка на праве собственности незаконным; обязать администрацию Прионежского муниципального района, на основании заявлений вх. ( ... ) от 04.10.2013г. принять решение о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами ( ... ), расположенных в д. ( ... ) для ведения дачного хозяйства.
Решением суда
заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации Прионежского муниципального района, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами ( ... ), расположенных в д. ( ... ) в собственность Стефанишина В.М. и обязал администрацию принять решение о предоставлении в собственность Стефанишина В.М. указанных земельных участков. Взыскал расходы по оплате госпошлины.
С решением суда не согласна администрация Прионежского муниципального района, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Полагает, что заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке искового производства, поскольку заявитель просил возложить на администрацию обязанность предоставить земельные участки в собственность, следовательно, в данном случае имеется спор о праве, заявление подлежало оставлению без рассмотрения. Также указывает, что у заявителя не возникло права о выкупе земельного участка на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ, поскольку строения, расположенные на спорных участках, не являются объектами недвижимости, так как не соответствуют требованиям действующего законодательства, предъявляемым к объектам недвижимости. Не согласна с выводами суда, что арендатор не лишен возможности выкупа спорных земельных участков в соответствии с п. 8 ст. 22 Земельного кодекса РФ.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации Прионежского муниципального района по доверенности Клюшкина А.В. апелляционную жалобу поддержала.
Заявитель Стефанишин В.М. возражал по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Перечень необходимых документов утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок". При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке к заявлению должна быть приложена - выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Согласно п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из материалов дела следует, что Стефанишин В.М. является арендатором вышеуказанных земельных участков сроком аренды до 22 июля 2018 года, он обратился в администрацию с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ и подготовке договоров купли-продажи земельных участков. На земельных участках заявителем построены дома, в отношении которых зарегистрировано право собственности в ЕГРП, которое никем до настоящего времени не оспорено. Соответственно администрация неправомерно не рассмотрела заявления Стефанишина В.М. о предоставлении земельных участков в собственность заявителя и подготовке договоров купли-продажи, что нарушает право Стефанишина В.М. на своевременное рассмотрение поданных заявлений и приобретение участков в собственность.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявление Стефанишина В.М.
Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, поскольку они были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и им дана правильная правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 января 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Прионежского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.