Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Братухин В.В.,
при секретаре Пузыревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу:
гражданина Республики Армения Гамбаряна А.А., ... на постановление судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 20 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 20 марта 2014 года Гамбаряну А.А. назначено административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере ... рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации. Гамбарян А.А. помещен в Специальное учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Марий Эл.
Не согласившись с постановлением, Гамбарян А.А. подал жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе указано, что Гамбарян А.А. плохо владеет русским языком, что не позволило ему довести свою позицию до суда в связи с отсутствием переводчика. Документы, подтверждающие его право находиться на законном основании на территории Российской Федерации у него имеются, они не утеряны, находятся у его родственников в г. К.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Заслушав объяснения Гамбаряна А.А., перевод для которого с русского языка на армянский и с армянского языка на русский выполнял переводчик М.Ш.Г., его защитника Матвеева С.А., поддержавших жалобу, свидетеля М.А.И., проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Согласно ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно постановлению судьи состав административного правонарушения, совершенного Гамбаряном А.А., заключается в том, что "дата" при проверке документов в с. "адрес" был выявлен гражданин Республики Армения Гамбарян А.А., который с "дата" по настоящее время в нарушение установленного Федеральным законом от 25 июля 2002 года N115-ФЗ режима пребывания (проживания) пребывал в Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (национального паспорта и (или) действующей миграционной карты) в связи с их утратой, при этом с какими-либо заявлениями об утрате в подразделение УФМС России по Республике Т. не обращался, тем самым нарушил режим пребывания иностранного гражданина в РФ.
Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствие с ч. 1 ст. 10 указанного выше Федерального закона документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Статьями 1 и 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения (заключено в г. Москве 25 сентября 2000 года) установлено, что граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать, передвигаться и пребывать на территории государства другой Стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев, указанных в Приложениях N 1 и N 2 к настоящему Соглашению согласно перечням.
Въезд и выезд граждан государств Сторон осуществляются через пункты пропуска, открытые для международного пассажирского сообщения.
Граждане государств Сторон, проживающие в третьих государствах, могут въезжать, выезжать, передвигаться и следовать транзитом через территорию государств Сторон без виз по документам, указанным в Приложениях N 1 и N 2 к настоящему Соглашению
В соответствие с Приложением N 2 к таким документам для граждан Республики Армения относится паспорт гражданина Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах).
Кроме того, статьей 25.9 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.
Гамбаряном А.А. на рассмотрение настоящей жалобы представлены подлинники выданных ему паспорта гражданина Республики Армения N ... , выданного ... 2012 года, с отметкой о сроке действия в иностранных государствах до ... 2017 года и штампом о пересечении границы Российской Федерации 01 февраля 2014 года; миграционной карты серия ... N ... с отметкой о въезде в Российскую Федерацию 01 февраля 2014 года и начале сроке пребывания с 02 февраля 2014 года; отрывная часть к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания "адрес" с отметкой о сроке пребывания до 01 мая 2014 года.
Сам Гамбарян А.А. при рассмотрении настоящей жалобы пояснил, что в связи плохим знанием русского языка он подумал, что сотрудники полиции просили его предоставить копии документов, подтверждающих законность его пребывания в Российской Федерации, что им и было сделано. Данные обстоятельства подтвердил свидетель М.А.И.
Указанные выше сведения подтверждают законность нахождения Гамбаряна А.А. на территории Российской Федерации на момент его задержания "дата", а также наличие у Гамбаряна А.А. документов, подтверждающих его право на пребывание на территории Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии события инкриминируемого Гамбаряну А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ, выразившегося в утрате документов, подтверждающих его право на пребывание на территории Российской Федерации (национального паспорта и действующей миграционной карты), а также в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган.
Каких-либо иных нарушений режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации согласно протоколу об административном правонарушении и постановлению судьи Гамбаряну А.А. в вину не вменяется.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Учитывая изложенное, постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Гамбаряна А.А. подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В связи с отменой постановления, которым к Гамбаряну А.А. была применена мера обеспечения исполнения постановления в виде помещения его в специализированное учреждение, Гамбарян А.А. подлежит освобождению из Специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Марий Эл
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу Гамбаряна А.А. удовлетворить.
Постановление судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 20 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Гамбаряна А.А. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Меру обеспечения исполнения постановления в виде помещения в специализированное учреждение отменить и освободить Гамбаряна А.А. из Специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Марий Эл.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Братухин В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.