Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего: Попова Г.В.,
судей: Петровой О.А. и Медведевой И.А.,
с участием прокурора Полозовой Т.В.,
при секретаре Янчук Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Йошкар-Олинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 февраля 2014 года, которым постановлено:
установить административный надзор в отношении Гавриловой Т. Ю., родившейся 00.00.00 в ... , на срок погашения судимости - шесть лет, который исчислять со дня постановки Гавриловой Т.Ю. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Гавриловой Т. Ю. административные ограничения в виде:
запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут;
запрещения выезжать за пределы территории ... области в течение первого года административного надзора;
обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее - ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Марий Эл) обратилось в Медведевский районный суд с заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Гавриловой Т.Ю.
Обосновывая требования, заявитель указал, что Гаврилова Т.Ю. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершенного при опасном рецидиве преступлений, признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Заявитель просил установить в отношении Гавриловой Т.Ю. административный надзор на срок погашения судимости со следующими административными ограничениями:
запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут;
запрещения выезжать за пределы территории ... области в течение первого года административного надзора без уведомления органа внутренних дел по месту жительства;
обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении помощника прокурора Йошкар-Олинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ставится вопрос об изменении решения суда, поскольку судом неверно определен срок административного надзора, а также административная территория, за пределы которой Гавриловой Т.Ю. выезд разрешен лишь с разрешения органа внутренних дел. В остальной части законность и обоснованность решения суда прокурором не оспаривается.
В дополнении к апелляционному представлению от 9 апреля 2014 года прокурор предлагает определить административную территорию как г. ... и ... область.
Заслушав помощника прокурора Полозову Т.В., просившую решение суда изменить, обсудив доводы представления, дополнений к нему, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федерального закона N64-ФЗ) в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: 1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; 2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела, Гаврилова Т.Ю. по приговору ... суда ... от 00.00.00 была осуждена за совершение преступления, предусмотренного частью ... статьи ... Уголовного кодекса РФ (далее-УК РФ) и ей назначено наказание с учетом наличия опасного рецидива преступлений.
Срок отбывания Гавриловой Т.Ю. назначенного по приговору суда наказания в виде ... лет ... месяца лишения свободы истек 11 марта 2014 года. Срок погашения судимости, согласно пункту "г" части 3 статьи 86 УК РФ, согласно закону, действовавшему на момент осуждения, составляет 6 лет после отбытия наказания.
Таким образом, Гаврилова Т.Ю. в настоящее время имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона N 64-ФЗ и в статье 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (часть 2 статьи 3 Закона и часть 1 статьи 173.1 УИК РФ).
Из представленных материалов следует, что Гаврилова Т.Ю. за период отбывания наказания имеет 4 взыскания, признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В части 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Законом об административном надзоре, согласуются с положениями Конституции РФ, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, обладающими признаками повышенной опасности для общества.
Следовательно, удовлетворяя заявление об установлении административного надзора, суд правильно исходил из наличия основания, предусмотренного законом, для установления в отношении Гавриловой Т.Ю. административного надзора.
Как следует из пункта 2 части 1, а также пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Таким образом, суд правильно установил Гавриловой Т.Ю. административный надзор сроком на шесть лет (на срок погашения судимости), обоснованно указал о его исчислении со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, однако о вычете срока, истекшего после отбытия наказания, ошибочно указал в решении применительно к моменту начала исчисления срока.
В соответствии с частью 3 статьи 4 названного Федерального закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Указанные положения в совокупности с положениями части 1 статьи 4 Федерального закона N64-ФЗ дают основания для вывода о том, что административные ограничения не могут быть установлены не на весь срок установления административного надзора.
На основании абзаца 2 части 2 статьи 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме.
С учетом требований указанных норм права, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда указанием на то, что в отношении Гавриловой Т.Ю. административный надзор установлен на срок шесть лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания и исключить из резолютивной части решения суда указание об установлении административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы ... области без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания только в течение первого года административного надзора.
Согласно части 2 статьи 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу, где пунктом 4 установлено ограничение в виде запрета на выезд за установленные судом пределы территории.
Законодатель, установив ограничение в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, имел целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорными лицами, освободившимися из мест лишения свободы и не предполагал воспрепятствования осуществлению этим лицом жизненно и социально необходимых прав.
Таким образом, установленный судом в отношении Гавриловой Т.Ю. запрет на выезд за пределы ... области, в то время как местом жительства поднадзорной является г. ... , не отвечает задачам административного надзора, и доводы апелляционного представления прокурора в указанной части являются обоснованными.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым изменить резолютивную часть решения суда.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 февраля 2014 года изменить.
Считать установленным в отношении Гавриловой Т. Ю. административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости - 6 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Исключить из абзаца 3 резолютивной части решения слова "за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания".
В абзаце 4 (в отношении административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы ... области) заменить слова " ... области" словами "города ... и ... области" и исключить слова "в течение первого года надзора".
В остальной части решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 3 февраля 2014 года оставить без изменения.
Председательствующий Г.В. Попов
Судьи О.А. Петрова
И.А. Медведева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.