Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Лелекова Н.Г. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Яковлеве А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 00.00.00, которым с Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Марий Эл в пользу Мурзина А. Б. взысканы недополученная сумма пенсии за период с 00.00.00 по 00.00.00 с индексацией в размере ... , расходы по оплате помощи представителя в сумме ... , а также расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мурзин А.Б. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - УФСБ России по Республике Марий Эл) о взыскании недополученной суммы пенсии за период с 00.00.00 по 00.00.00 с индексацией в размере ... Просил также взыскать понесенные по делу расходы по оплате помощи представителя в сумме ... , а также расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме ...
В обоснование иска Мурзин А.Б. указал, что он является пенсионером ФСБ России, с 00.00.00 получает пенсию за выслугу лет. В период с 00.00.00 по 00.00.00 при определении денежного довольствия для исчисления ему пенсии ответчиком неправомерно учитывался оклад по воинскому званию без учета его увеличения, чем было нарушено его право на получение пенсии в полном размере. В результате длительного периода времени, в течение которого не производился перерасчет, снизилась покупательная способность денежных средств, которые должны были быть им получены.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УФСБ России по Республике Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Мурзина А.Б., указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Заслушав представителя УФСБ России по Республике Марий Эл Ефремова А.Е., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.
Согласно статье 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с пунктом "б" статьи 49 данного Закона в редакции, действовавшей до 01 января 2008 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 приведенного Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.
С 1 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 12 которого (в редакции, действовавшей до 01 июля 2000 года) оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могли быть менее половины окладов по воинским должностям.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до 01 июля 2000 года) Правительство Российской Федерации было обязано в течение 1998 года повысить месячные оклады по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 12 данного Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих", принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638, военнослужащим с 01 января 1999 года повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям в соответствии с присвоенными воинскими званиями согласно приложению N 1.
Таким образом, в силу положений абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям военнослужащих не могли быть менее половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям. Между тем данное требование закона начало исполняться лишь с 01 июля 1999 года с установлением месячных окладов по воинским званиям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года N ВКПИ 99-18 пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих" признан недействительным в части повышения окладов по воинскому званию лишь с 01 июля 1999 года как противоречащий требованиям абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Судом установлено и это следует из материалов дела, что Мурзин А.Б. уволен с военной службы в воинском звании старший прапорщик и с 00.00.00 получает пенсию за выслугу лет.
Из имеющейся в материалах дела справки о начисленной и выплаченной пенсии Мурзину А.Б. за период с 00.00.00 по 00.00.00 следует, что размер должностного оклада истца с 00.00.00 по 00.00.00 составлял ... , в то время как размер оклада по воинскому званию оставался на уровне ... , при том, что в силу закона должен был составлять в этот период не менее половины должностного оклада.
Разрешая дело, суд правильно применил положения абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей в период существования спорных правоотношений, как норму права, имеющую большую юридическую силу по сравнению с нормами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 и Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638.
Суд правомерно исходил из того, что требование абзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии. В связи с этим доводы УФСБ России по Республике Марий Эл об отсутствии правовых оснований для перерасчета пенсии истцу в спорный период, поскольку Правительством Российской Федерации размеры окладов военнослужащих по воинским званиям с 01 января 1999 года не увеличивались, судебная коллегия признает несостоятельными.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, проанализировав вышеназванные нормы материального права, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии вины ФСБ России в получении истцом пенсии за выслугу лет за период с 00.00.00 по 00.00.00 не в полном размере, в связи с чем правомерно взыскал с территориального органа ФСБ России недополученную сумму пенсии за выслугу лет в размере ...
Правильность расчета размера недополученной пенсии, представленного истцом, ответчиком не оспаривалась, доводов об этом в апелляционной жалобе не имеется, иного расчета ответчиком не предложено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины ответчика в том, что в спорный период истцу не был произведен перерасчет пенсии, так как УФСБ России по Республике Марий Эл не вправе самостоятельно устанавливать военнослужащим размеры окладов по должностям и воинским званиям, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и обоснованно не были приняты им во внимание. Указанные и иные доводы жалобы правильность вывода суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ним, что не является основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи О.В. Клюкина
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.